Газета,
которая объединяет

«Зайцы» поневоле

Железнодорожники намерены сократить число пригородных поездов
Рубрика: от
Автор:

В минувшую пятницу об этом заявил генеральный директор ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» Виктор Шубин. Чтобы этого не случилось, по его словам, бюджет Воронежской области должен «доплатить» дотацию за проезд пассажиров порядка 500 млн. руб. А в целом по всем восьми регионам, где работает ОАО, сумма требуемой компенсации – 1,5 млрд. руб.

Как уверяет Шубин, цифры должны были быть намного больше. Но, благодаря выделенным из федерального бюджета 25 млрд. руб. на обслуживание инфраструктуры ОАО «РЖД», 99% подобных расходов уже компенсировано. И, если бы не эти средства, «Пригородная пассажирская компания» выставляла бы Воронежской области сумму свыше 1 млрд. руб.

Выгодная логика

Встреча Виктора Шубина с журналистами и обозначенные им колоссальные суммы, запрошенные от бюджета, напоминали попытку «зайти с тыла» в споре с правительством области. Скорее всего, там уже дали понять, что полмиллиарда рублей – сумма абсолютно неприемлемая. И сегодня идет нечто вроде «торга» о том, сколько же денег на самом деле даст железнодорожникам областной бюджет. А встреча с телевидением и прессой – это переход от «кабинетного» диалога к попытке сформировать некое общественное мнение, способное косвенно повлиять на решения чиновников.

Увы, при нынешних обстоятельствах мало кто из воронежцев встанет на сторону перевозчиков. И дело не только в том, что за 500 млн. можно построить еще одну набережную Массалитинова. Просто когда железнодорожники начинают говорить об экономике и своих колоссальных убытках, создается ощущение то ли недоговоренности, то ли – лукавства.

Скажем, откуда вообще появились такие ОАО, как «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»? Просто год назад «РЖД» вывело из своего состава убыточное социальное направление, сохранив сверхприбыли от грузовых перевозок. При этом само же «РЖД» и формирует большую часть затрат пассажирских компаний. Ведь именно у железной дороги взят в аренду подвижной состав, депо, мастерские, она же получает плату за использование ее полотна. Но разве затраты на все это уже не заложены в постоянно растущие тарифы на грузовые перевозки?

Более того, «РЖД» располагает масштабными инвестиционными планами. В частности, к 2018 году планируется запустить скоростное сообщение между городами и аэропортами в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Калининграде и Сочи. Проект будет стоить 241,9 млрд. руб. Если эта сумма уже «вбита» в качестве инвестиционной составляющей в тарифы, то почему наша область должна косвенно субсидировать подобные проекты, возможно, за счет сокращения социальных программ?

Непонятная арифметика

По словам Виктора Шубина, только 22-23% расходов его компании покрывается средствами от продажи проездных документов. То есть, хотя уровень оплаты воронежцами в пригородных поездах и вышел на 85%, получается, что больше половины из них остается «зайцами» поневоле. Гендиректор пригородной пассажирской компании затруднился ответить на вопрос «Берега» о том, какова средняя себестоимость проезда 1 км дороги. Зато, по его словам, есть другие расчеты: если сегодня в среднем поездка на пригородном поезде стоит 40 руб., то, чтобы компания не несла убытков, необходимо ввести оплату 160 руб., – то есть в 4 раза больше.

Но со стороны кажется, что в эту арифметику закралась явная ошибка. Ведь сам же Виктор Шубин на этой встрече сообщил, что в 2011 году убытки компании составили 1,5 млрд. руб., при 725 млн. полученных доходов. Разница вовсе не четырехкратная. При этом остается открытым вопрос: почему бы к процессу сокращения убытков пассажирской компании не подключиться тому, кто эти убытки формирует – ОАО «РЖД»?

Что же касается возможных последствий того, что наша область не станет выплачивать пригородной пассажирской компании 500 млн. руб., то Виктор Шубин предположил: это приведет к сокращению поездов на наиболее убыточных и малолюдных маршрутах. В качестве примера он привел касторенское направление, по которому идут составы с вокзала «Воронеж-Курский».