Газета,
которая объединяет

Градоначальники

Правители Воронежа – от Семена Сабурова до…
Рубрика: Судьбы№ 92 (2071) от
Автор: Владимир Размустов

В первую половину XIX века губернаторы оставались «градоуправителями» губернского центра. Николай I определил их как «непосредственных начальников вверенных им Высочайшею волею губерний». Кто-то оставил заметный след в жизни города и добрую память о себе – губернаторы Кривцов, Бегичев, Синельников и др. А вот губернатор Борис Адеркас, например, «деятельно» уничтожал бульвар посередине Большой Дворянской улицы, созданный его предшественником. Так что не всегда везло воронежцам с «назначенцами».

В связи с реформами императора Александра (Освободителя) возникло местное самоуправление с собственным бюджетом. Новые сословия – купечество, интеллигенция – пришли во власть на местах. Появилась Воронежская дума и городская управа. Известный публицист Г.М.Веселовский писал о городских выборах 1870 года: «Это было самое оживленное городское движение, какое только приходилось нам наблюдать на нашей памяти. Городских толков и городских суждений по этому поводу было столько же на базаре, среди именитого купечества, сколько и на городских окраинах, в среде мелкого чиновничества».

Правда, узкая прослойка горожан тогда формировала местную власть. А центральная власть оставила Воронеж (как и другие города) «один на один» со своими городскими проблемами. Обязательные расходы на содержание армии и полиции, сборы в пользу государственной казны и земства «душили» местный бюджет. Разгорались нешуточные дискуссии в местном муниципалитете по поводу неразрешимой дилеммы – «зажать мошну» города либо тратить на социальные проекты, обрастая непосильными займами.

Опыт местного самоуправления того времени изучают до сих пор. И это была эпоха, не побоюсь этого слова, кардинальных изменений для Воронежа. Первый общественный транспорт – конно-железная дорога (1891 год). Первая телефонная станция (1893 год). Первая городская электростанция (1899 год).

А дальше была непонятная русскому народу Первая мировая и, как следствие, глубочайший экономический и политический кризис. Советская власть в Воронеже отсчитывается с 30 октября 1917 года. Какое-то время большевикам было не до городского хозяйства – разгоралась гражданская. Воронежские дума и управа были распущены 11 мая 1918 года в 12 часов дня. Взамен «старорежимного» самоуправления возник городской совет рабочих и красноармейских депутатов.

Степан Лукьянович Кряжов (1866-1875)

Непревзойденный пример бескорыстной заботы о благе города.

В середине XIX века навыки в виноделии помогли бывшему крепостному крестьянину Лукьяну Кряжову устроить свое дело. Затем его сын Степан Кряжов стал собственником и завода, и имения Маклок. В 1858 году приобрел домо­владение на Грузовой улице (нынешняя Студенческая), разместил там спиртзавод. Степан Лукьянович развивал дело отца, увеличивал объемы своего бизнеса и при этом много жертвовал.

Став городским головою, купец 1-й гильдии Степан Кряжов принял решение устроить в городе водопровод. Тогда наши горожане в водоснабжении все еще зависели от реки Воронеж. Обустройство колодцев на холмах было затруднительным, и город часто «страдал от жажды».

Степан Лукьянович сам ездил в Лондон, знакомился там с подобными устройствами. Выписал в Воронеж водопровод­ные трубы, машины и опытных мастеров.

За свой счет ставит водокачку на берегу реки Воронеж и красивую водонапорную башню «русского стиля» на Старо-Конной площади (ныне ул.Ленина). Под главными улицами проложены магистральные трубы. Это обошлось Кряжову в 100-150 тыс. серебром.

Все это он передал городу «в вечный дар», но с двумя пожеланиями: назвать водопровод именем отца и 10 процентов прибыли от его использования жертвовать в пользу бедных на образование их детей.

В должности городского головы Кряжов работал бесплатно – жалованье (3 тыс. руб. в год) перечислял на нужды народного образования.

При Кряжове кардинально изменилось уличное освещение. С 1872 года в городе появились многочисленные экономичные  керосиновые фонари. Улицы стали мостить не силами частных домохозяев, а под руководством городской управы, и в этом нововведении Воронеж опередил многие крупные города России.

При Степане Кряжове город не имел долгов и обладал «запасом городского капитала». Хотя одни за это его хвалили, другие критиковали.

Сейчас есть памятная доска на доме Кряжова в Воронеже – ул.Карла Маркса, 41 (там располагаются Дом композиторов и музыкальное общество).

Николай Алексеевич КЛОЧКОВ (1903-1905)

Бизнес купцов Клочковых основан был на мукомольном производстве. Яркий представитель рода, Николай Алексеевич Клочков был человеком весьма образованным. Крупнейший коммерсант Воронежа начала XX века, организатор и глава Товарищества маслобойного завода «Н.А.Клочков и К°» (1891), Товарищества кожевенного завода (1897) и др. Инициатор создания торговой биржи и ее председатель (1897).

Один из крупных благотворителей Воронежа. Попечитель Александро-Мариинской глазной лечебницы – сейчас здесь расположена Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница.

Непрерывно заседал в думе в течение сорока двух лет, с 1875 по 1917 год, побив все местные рекорды.

Вспоминали, что Клочков как городской голова всегда искал компромисс. Смог благоустроить несколько заброшенных окраинных улиц. Развивал проекты попечения бездомных и престарелых.

Главное его устремление – развитие образования в городе. Был попечителем многих городских училищ и гимназий, принимал активное участие в их открытии, содержании, расширении. Самое известное – это содействие Николая Алексеевича в создании городского механико-технического училища имени Петра Великого. Он дал городу беспроцентную ссуду для строительства в размере 70 тыс. руб. (сейчас это так называемый «Пентагон» на пр-те Революции, 8). Возврат ссуды должен был осуществляться длительно, но произошел октябрь 1917. И купец Клочков не по своей воле «подарил» крупную сумму на благо города.

Дом Клочковых (Пушкинская, 26), отреставрированный коммерческой структурой, сейчас один из самых интересных домов этой старинной улицы. Флигель усадьбы купца Алексея Клочкова на Никитинской, 41 отреставрировала за свой счет (!) воронежская семья Овсянниковых. Здесь установлена памятная доска «семье потомственных почетных граждан Воронежа Клочковых, благотворителей и общественных деятелей».

кстати

Большевики в честь роспуска «враждебной» городской думы назвали улицу: ул.Мясницкая – современная Театральная и ее бывшая часть, которая идет вдоль Кольцовского сквера, стала «улицей 11 Мая». А бывший кинотеатр «Тауматограф» – «Клубом 11 Мая». Сейчас это филармония. А на месте красивого здания городской думы напротив Кольцовского сквера, оставшегося на дореволюционных фото Воронежа – 4-й корпус ВГУ. Улица «11 Мая» исчезла с карт города после Великой Отечественной войны.