Газета,
которая объединяет

Маршруты в будущее

Как сделать общественный транспорт в Воронеже удобнее для горожан?
Рубрика: Социум№14 (2089) от
Автор: Сергей Марков

Кто из воронежцев не простаивал на остановках в ожидании нужного автобуса, когда поздним вечером необходимо добраться из отдаленного микрорайона в центр? Надо признать, что маршрутная сеть в городе еще далека от совершенства. Как изменить ситуацию? Свой – кардинальный – вариант недавно предложили активисты общественной организации «Город и транспорт». Какие новации предусмотрели авторы концепции и во сколько обойдется преображение системы организации пассажирского обслуживания, выяснил корреспондент «Берега».

Картой единой

По словам сопредседателя воронежского отделения организации Юрия Новикова, на днях представившего проект, необходимость переформатирования маршрутной сети в мегаполисе назрела давно. Активистов категорически не устраивает действующая система: в числе минусов, которые оказывают негативное влияние на работу всей сети, докладчик назвал неоднородность распределения трафика – когда по наиболее крупным улицам проходит множество дублирующих друг друга маршрутов, а на некоторых участках общественного транспорта просто нет из-за экономической неэффективности перевозок. По данным авторов концепции, в Воронеже насчитывается около 2 тыс. автобусов разных категорий, при этом ежедневно многие маршрутки ездят полупустыми – в данной ситуации закупка нового подвижного состава становится совершенно нерациональной.

Решить все эти проблемы представители «Города и транспорта» предлагают радикально – полностью пересмотрев сегодняшнюю маршрутную сеть. Причем новации, разработанные активистами, не ограничиваются только перекраиванием транспортного трафика: в числе ключевых положений новой системы Юрий Новиков назвал усовершенствование диспетчеризации и введение безналичной оплаты проезда – без альтернативы.

– В противном случае этот принцип работать не будет: водителям выгодно оперировать наличными, которые проще прикарманить, да и компаниям-перевозчикам такой вариант даст возможность скрывать часть выручки, – считает общественник. – При этом необходимо создать отдельную транспортную карту – как в Москве или Санкт-Петербурге. Тогда мы получим уникальный инструмент оценки пассажиропотока и популярности конкретных направлений.

Успеть за три года

Важнейшим элементом новой маршрутной сети авторы концепции назвали появление магистрального транспорта (МТ), который не зависит от пробок. Взять на себя эти функции сможет, к примеру, обновленный городской трамвай (этот вариант преду­сматривает прокладку рельсов и возведение дополнительной инфраструктуры) – правда, реализация такого проекта потребует очень серьезных финансовых вливаний. Более «бюджетный» выход – организация маршрутов троллейбусов или автобусов большой вместимости, которые будут двигаться исключительно по выделенным полосам.

– Поверьте, это не бином Ньютона, а вопрос грамотной организации движения, – подчеркнул Юрий Новиков. – Без такой системы город продолжит «коллапсировать» в 8-10-балльных пробках.

По мнению разработчиков концепции, в Воронеже достаточно будет создать семь маршрутов магистрального транспорта, для обслуживания которых потребуется задействовать около 100 автобусов большой и особо большой вместимости. Для обслуживания центральной части города, Северного и Юго-Западного микрорайонов планируется запустить троллейбусы.

Кроме того, авторы проекта предусмотрели организацию еще 76 «подвозящих» маршрутов: автобусы будут забирать пассажиров от торговых и офисных центров, из частного сектора и крупных жилых массивов и доставлять людей к одной из остановок МТ, где можно будет сесть на нужный «номер».

Таким образом, горожанам предлагается отказаться от привычной системы беспересадочных поездок: активисты настаивают, что сверхдлинные маршруты типа нынешнего 90-го должны исчезнуть. Новые автобусные линии, по мнению разработчиков проекта, будут относительно короткими, с четкими интервалами движения и высокой загрузкой. Еще один элемент системы – 15 транспортных узлов (хабов), которые обеспечат стыковку МТ и пригородных автобусов.
– В итоге на каждой улице будет проходить не более 2-3 маршрутов, – добавил Юрий Новиков. – Надо прекратить делать транспортную деревню внутри города!

Внедрить новую модель организации маршрутной сети активисты предлагают в 2020 г. – по истечении сроков действия договоров, заключенных между городскими властями и перевозчиками. Правда, приступать к реформированию существующей системы транспортного обслуживания, по мнению общественников, надо уже сегодня – в противном случае можно просто не успеть.

Впрочем, реализация предложенного проекта может натолкнуться на куда более серьезные проблемы, чем нехватка времени: претворение концепции в жизнь потребует колоссальной суммы – порядка 6 млрд руб. Естественно, бюджет Воронежа такие затраты потянуть не сможет – даже при условии активной поддержки со стороны областных властей.

В пресс-службе мэрии областного центра корреспонденту «Берега» рассказали, что концепция новой маршрутной сети будет рассмотрена и проанализирована специалистами управления транспорта. Однако от оценки перспектив внедрения этой системы в горадминистрации воздержались – что, в общем-то, совершенно логично.

В тему

Решить проблему все повышающейся транспортной загрузки городских улиц поможет строительство тоннеля под проспектом Революции и ул.Кирова. Такое предложение озвучил архитектор Юрий Красиков на заседании Общественного совета при управлении архитектуры и градостроительства региона. Автор инициативы уверен, что возведение тоннеля, который будет врезан в спуски ул.20-летия Октября, Ленина и Степана Разина, позволит увести автомобильный трафик под землю, одновременно сделав центр Воронежа пешеходной зоной.

Кроме того, архитектор предложил по примеру европейских столиц активно использовать подземное пространство – создавать там музеи и торговые ряды, спортивные объекты и паркинги.

Кстати

Предлагаемые маршруты магистрального транспорта
1. Сити-парк «Град» (либо аэропорт) – ул. Остужева
2. Северный микрорайон – ВГУ
3. ул. Комарова – вокзал «Воронеж-1» – Остужева
4. ул. Комарова – бульвар Победы
5. Центр – Придонской
6. ул. Богдана Хмельницкого – Машмет (троллейбусная)
7. Машмет – ВоГРЭС – Сити-парк «Град»