Газета,
которая объединяет

Наше богатство

В области продолжают восполнять сгоревшие и вырубленные зеленые насаждения
Рубрика: Социум№17 (2092) от
Автор: Ирина Лазарева

Регион обладает уникальными и многообразными лесными ресурсами. Но проблемы нашего леса остаются в повестке дня уже много лет. О восстановлении зеленого фонда в Воронежской области и «черном» вредительстве – в материале корреспондента «Берега».

Зеленых уголков не хватает?

После пожаров 2010 г., когда сгорело почти 15 тыс. га леса в области, вернуться к прежним объемам зеленых массивов, по словам руководителя регуправления лесного хозяйства Александра Величко, до сих пор не получается. Хотя с того момента работы по высадке новых деревьев ведутся активными темпами – озеленяется до 3 тыс. га земли в год! В этом году под посадку предусмотрена площадь в 2,1 га.

– Процесс восстановления лесов – длительный. Сразу создать новый зеленый уголок не получится. На один и тот же участок приходится возвращаться от трех до пяти раз, – отметил Александр Романович. – К тому же, даже если саженец и примется, надо дождаться, пока он вырастет, и только тогда можно говорить о полном восстановлении лесфонда. На это требуются десятки лет.

С данным фактом согласны и общественники – прежде всего надо смотреть на приживаемость саженцев в тех местах, где их посадка необходима. Плюс ко всему – и сажать там нужно сверх потребности, так как в результате примутся далеко не все деревья.

– Прошлой весной наши активисты организовали посадку на кордоне Кожевенный при поддержке учебно-опытного лесхоза ВГЛТУ. Также мы сажали пихты и лиственницы в Нововоронеже на территории леса Победы, – рассказала координатор проекта «ЭКОбомба» Светлана Рындина. – Будем продолжать эту практику, внимательно подходя к выбору места в лесу и стараясь обеспечить необходимый уход за саженцами.

Кстати, в течение двух-трех лет, по словам Величко, судя по объемам высадки (по количеству высаженных деревьев – прим. авт.), управление все же придет к тем показателям, что были до пожаров 2010 г.

– Это наш основной фронт работы на протяжении уже нескольких лет, – подчеркнул чиновник. – Мы взяли курс на создание безопасных в пожарном отношении лесов смешанного типа, в состав которых входят хвойные и лиственные насаждения – березы, тополя, акация и пр. Они делают лес более устойчивым к пожару, а пребывание в нем жителей – наиболее безопасным.

Во многих воронежских лесах – прежде всего хвойных – теперь установлены камеры онлайн-слежения. Благодаря им удается вовремя устранять возгорания. Так что большие пожары, заверил Величко, нам уже не так страшны.

Кто лес «валит»?

Впрочем, общественники, выступающие за сохранение зеленых уголков, говорят о неком противоречии политики руководства лесоуправления – с одной стороны, там уделяют большое внимание вопросу восстановления лесов, пострадавших в результате пожаров, а с другой – не видят того, что происходит буквально в двух шагах. Речь идет о якобы незаконных вырубках в лесах Подгоренского и Рамонского районов, а также вдоль трассы М-4 «Дон».

– В этих местах, в Нагорной дубраве и Ботаническом саду осуществляются какие-то регулярные вырубки, – отметил экоактивист Алексей Воронков. – Лес там очень заметно прореживается. Это могут называть санитарной рубкой, могут утверждать, что деревья там были гнилыми, поэтому подлежали устранению. И обратное уже недоказуемо. Но я не видел, что лес рос естественным образом и никому это не мешало. Цели этих действий могут быть разными, но общий результат один – зеленая зона вокруг мегаполиса существенно сокращается.

Нередко в этом виноваты арендаторы или собственники. Интересно, но слухи о возможном появлении жилищных кооперативов на землях вдоль трассы М-4 «Дон», где растет лес, становятся все упорнее, хотя по закону на территориях лесного хозяйства возможно возведение лишь временных построек. Александр Величко возникшие домыслы частично опроверг. По его словам, система управления лесами раньше выстраивалась иначе – были земли различного назначения и формы собственности. Поэтому сейчас иногда возникают парадоксы – к примеру, на Кожевенном кордоне действительно возводится коттеджный поселок: здесь произошло своего рода наложение земель разного назначения. Формально на участке строительство домов не запрещено, но арендаторы части земель лесного фонда не могут препятствовать посещению этих мест воронежцами.

– Мы продолжаем расплачиваться за ошибки, совершенные в 90-х гг., – уверен Алексей Воронков. – Но если мы займем активную позицию и не будем позволять так свободно уничтожать уже взрослые деревья, то мы сможем заметно изменить ситуацию с зеленым поясом. Ведь новые посадки появятся только через десятки лет, а массовые вырубки вокруг города идут прямо сейчас, причем под разными предлогами.

Впрочем, в управлении лесного хозяйства все же проблему с незаконной вырубкой лесов на тормозах явно не спускают. Признаются, что чаще всего наши зеленые уголки страдают даже не от «черных» лесорубов, а от арендаторов, которые земли лесфонда берут в пользование – в целях ведения бизнеса по лесозаготовкам, для сельхозработ или создания рекреационных зон.

– Мы очень тщательно подходим к выбору бизнесменов, которым сдаем территории в аренду, – заверил Величко.

Тем не менее, пока вопросы к ним все равно остаются, поэтому в законодательство в последнее время нередко вносятся различные поправки, которые, будем надеяться, в скором времени поспособствуют решению задач по восполнению лесного богатства Воронежского края.