Газета,
которая объединяет

Встречными курсами

Как добиться от водителей маршрутных автобусов соблюдения правил движения?
Рубрика: Социум№17 (2092) от
Автор: Сергей Марков

Помните, как еще несколько лет назад бытовала присказка, что воронежские водители по своей лихости уступают только столичным? А уж о тех, кто управляет маршрутками, отзываться лестно и вовсе не принято, что неудивительно с учетом демонстрируемых ими гонок на магистралях и попыток «подрезать» конкурента в борьбе за пассажира. Так почему маршрутчики продолжают допускать многочисленные нарушения? Есть ли сегодня реальные рычаги воздействия на недисциплинированных представителей сферы перевозок и что нужно, чтобы водители неукоснительно подчинялись правилам, пытался понять корреспондент «Берега».

Голые цифры

Любопытные данные по уровню аварийности на территории областного центра за 2016 г. приводит ГИБДД: общее количество ДТП по итогам года снизилось сразу на 38%. Одновременно позитивная динамика наблюдается и в части дорожного травматизма: погибших в результате аварий стало на 37% меньше, чем в 2015 г., а число тех, кто получил ранения из-за подобных происшествий, уменьшилось на 36%.

Безусловно, подобные изменения можно только приветствовать и надеяться как минимум на их сохранение. Но что привело к столь приятным для воронежцев (как водителей, так и пешеходов) сдвигам? По словам начальника отдела ГИБДД по Воронежу Андрея Астанина, выступившего на днях на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения, рецепт успеха прост: он связан с устойчивым сокращением количества мест концентрации ДТП в столице Черноземья.

Впрочем, эти утверждения справедливы для общей характеристики уровня аварийности, но положение дел в отдельных ее сегментах оставляет желать лучшего. Показательный пример – статистика ДТП с участием пассажирского транспорта. В минувшем году в Воронеже зарегистрирован рост таких инцидентов на 15%, при этом львиная доля подобных аварий – на совести водителей автобусов (увеличение на 23%). Еще более безрадостно выглядит динамика травматизма в ДТП с участием маршруток: если погибших было только двое (как и в 2015 г.), то раненых стало почти в два раза больше, чем год назад – 27 человек.

Причина или следствие?

Приведенные данные свидетельствуют: маршрутчики все чаще игнорируют правила. Что способствует росту аварийности в данном случае? Вариантов ответов множество.

В помощь ГИБДД надзор за деятельностью водителей пассажирского транспорта ведут в МБУ «Центр организации дорожного движения»: с апреля по декабрь сотрудники линейного отдела учреждения организовали 68 проверок работы городских автобусов в части соблюдения правил дорожного движения. По результатам этих инспекций в ГИБДД было направлено 352 материала по нарушениям водителями ПДД, на основании чего 114 человек получили штрафные квитанции.

Собственную трактовку ситуации предложил и председатель городского Союза перевозчиков, депутат Воронежской гордумы Дмитрий Крутских. С приведенной статистикой эксперт не согласился: по его мнению, представленные в отчетах Госавтоинспекции данные не в полной мере отражают реальную картину.

– Ежедневно на маршруты в городе выходит около 1,4 тыс. единиц подвижного состава. Исходя из этого, увеличение статистики на 15% – это дополнительно всего 10 ДТП. Причем надо учитывать, что в приведенные данные входят все аварии – и серьезные происшествия с пострадавшими, и мелкие столкновения, когда машины просто «притираются» друг к другу, – подчеркивает глава структуры. – Например, как можно обвинить водителя автобуса, если в него въезжает девушка, за два дня до этого получившая права? А такие ситуации тоже вносятся в общий перечень и влияют на динамику аварийности.

При этом Дмитрий Крутских уверен: говорить об отсутствии должного контроля над поведением водителей со стороны перевозчиков или ГИБДД не приходится.

– Цифра, обозначающая количество аварий с участием пассажирского транспорта, из года в год существенно не меняется, «играет» в некотором интервале, – отмечает эксперт. – Даже небольшое увеличение – на 2-3 ДТП в год – отражается на статистике, но ситуация на дорогах в действительности остается той же самой.

Впрочем, с мнением представителя компаний-перевозчиков совершенно не согласны общественники: по словам сопредседателя воронежского межрегионального движения «Город и транспорт» Юрия Новикова, контроль над водителями маршруток далек от идеала.

– Перевозчикам важна только выручка, ГИБДД делает вид, что никто ничего не нарушает, и в итоге на заседаниях комиссии каждый квартал сокрушаются по поводу роста ДТП с участием автобусов, – сетует эксперт. – Со своей стороны мы готовы в скором времени подключиться к выявлению нарушений, но это – лишь борьба с последствиями. Чтобы переломить ситуацию, необходимо уменьшать перевыпуск и уходить от «черного нала».

Смена ориентиров

Понятно, что заявить о неэффективности системы мало, надо предложить механизм ее усовершенствования. Ведь согласитесь: если водители в целом, судя по статистике, стали дисциплинированнее и внимательнее к правилам, то аналогичных изменений можно добиться и от тех, кто ежедневно обслуживает пассажирские маршруты. Но и в этом вопросе согласия среди экспертов нет.

Так, по мнению Дмитрия Крутских, необходимо пересмотреть систему оценки аварийности пассажирского транспорта: в качестве ключевого критерия в данном случае может использоваться количество ДТП, виновниками которых стали водители маршруток.

– В этом случае получится более весомая и серьезная статистика, на основании которой можно будет делать выводы, – предположил руководитель городского Союза перевозчиков. – Многие автобусы подключены к системе ГЛОНАСС, что позволяет не только отслеживать передвижения отдельного водителя, но и действовать превентивно: если на каком-то участке дороги маршрутка превысила скорость или начала выполнять опасные маневры, можно тут же связаться с водителем и потребовать отчета.

В свою очередь Юрий Новиков уверен в целесообразности куда более глубинной перестройки работы пассажирского транспорта.

– Нужно создать условия, когда у водителей автобусов исчезнет экономическая необходимость некорректно себя вести за рулем, – делится идеей общественник. – Речь идет о том, чтобы сократить перевыпуск машин на линию, ввести систему управления движением и отказаться от наличных расчетов.

Чья концепция окажется более эффективной, пока оценить невозможно – во всяком случае, сейчас пассажиры голосуют рублем именно за тот городской транспорт, который нас обслуживает. Но есть ли выбор? Пока, пожалуй, лишь в том, что касается троллейбусов, где начала внедряться система безналичной оплаты проезда…