Газета,
которая объединяет

Поэзия – жанр особый

Воронежские поэты – о достойных современниках, даре свыше и верности собственному слову
Рубрика: Культура№20 (2095) от
Автор: Ирина Лазарева

В преддверии Всемирного дня поэзии, который отмечается 21 марта, мы встретились с писателем и кинодраматургом Евгением Новичихиным, долгие годы работавшим редактором отдела поэзии и публицистики в журнале «Подъем», а затем возглавлявшим его, и начинающим автором стихотворений Владимиром Дорохиным и поговорили с ними о среде, в которой современникам приходится творить, нестареющей классике и конкуренции.

Талантов – много

– В нашем городе стало очень много поэтов – одни ищут зрителя на творческих вечерах в библиотеке, другие продвигают себя в соцсетях, третьи – готовы читать произведения под лестницей в вузах… Как вы считаете, много ли среди воронежских поэтов достойных?
Е.Н.: – И правильно делают, что ищут! Во времена нашей молодости читатель сам шел к поэту. Поэтические вечера собирали огромные залы. Сегодня ситуация другая. А без читателя и слушателя поэт никак не может обойтись. Но к соцсетям я отношусь скептически. Там «иголка» поэзии запрятана в «стоге» бесталанности.

Что касается достойных… Поэзия – жанр особый, тут много достойных быть и не может. Способных, талантливых, подающих надежды – да. Но достойными становятся лишь ценой упорного труда, а порою и самоотречения. На это способен далеко не каждый даже из самых талантливых.

– Современные воронежские авторы, к сожалению, нечасто становятся известными в других регионах России, а тем более в мире. Почему так происходит?

Е.Н.: – Не секрет, что интерес к поэзии в мире упал. В наше время люди все чаще советуются не с сердцем, а с головой. К поэзии – и не только воронежской – это имеет самое прямое отношение. Конечно, наших поэтов в мире знают плохо. Хотя и бывают приятные исключения. Например, воронежская поэтесса Вера Жердева в минувшем феврале удостоена специального приза за лучшие стихи о любви на Международном фестивале «Арфа Давида» в Израиле. Не без радости скажу, что моя книга стихов для детей переведена на греческий язык и издается в этом году в Афинах.

А по России ситуация другая. Легендарный альманах «День поэзии» дважды – в 2012 и 2014 гг. – выходил у нас в Воронеже. По существу наш город дважды становился поэтической столицей России! За 60 лет существования альманаха такой чести удостаивались только Москва, Санкт-Петербург и Петрозаводск. На общероссийском уровне публикуются стихи многих наших поэтов-земляков.

Рецепты выживания

– Вы не раз в своих интервью прессе говорили о засилье чтива. Читатель, если и выбирает книгу, то это детективы или триллеры, «донцовы» и «устиновы». Но как рядом с этим выживать поэзии?

Е.Н.: – Невозможно себе представить, что сегодня мы найдем рецепт, «как выжить», и уже завтра выживем. Процесс выживания будет длительным, тем более что он еще и не начат. А «старт» стоит делать со школы. Откуда ученик узнает, например, о Кольцове или Никитине, если этих поэтов уже давно нет в школьной программе по литературе? И не только их. О современной поэзии я уже не говорю.

– Как вы считаете, можно ли научиться писать стихи? Какова в этом деле роль таланта? Ведь известно, что, к примеру, Бродский думал, что поэтом можно стать, только если это дано, никакие институты не помогут…

Е.Н.: – Можно научиться рифмовать. Можно научиться формировать свои мысли в ритмические ряды. По форме это будут стихи. Но поэзией, по большому счету, это не станет. Роль таланта в этом деле – определяющая. Бродский был абсолютно прав: никакие институты поэтами не делают. Например, в с. Терехово Старооскольского района Белгородской области жил замечательный поэт Владимир Михалев, работал колхозным пастухом. Не имея практически никакого образования, он писал замечательные стихи, издавал книги и стал членом Союза писателей СССР. Разумеется, любая образованность лучше необразованности. Но в поэзии «искра божья» куда важнее институтов.

Неравные ступени

– Владимир, расскажи нашим читателям, с чего начался твой творческий путь?

В.Д.: – Учился в школе с эстетическим уклоном. Там мы не только изучали литературные произведения, но и ставили спектакли по классике – Гоголю, Чехову, Пушкину и т.д. Эта творческая атмосфера и наложила какой-то отпечаток. Я понял, что поэзия – это не просто стихосложение, а нечто большее. В нее должны быть заложены философские ответы на многие вопросы, национальная идея… Я стал писать, и мое окружение отметило некоторые успехи. Сейчас организую творческие вечера, провожу Дни поэзии и конкурсы.

– Иосиф Бродский говорил, что поэзии нельзя научиться – это либо есть, либо нет. Согласен ли ты с этим?

В.Д.: – Тут как с музыкой. Яркий пример с Моцартом – в раннем возрасте он прекрасно играл, сочинял симфонии, гастролировал. Есть понятие «дано», и тогда все изучается очень быстро. А есть понятие «хочу». Если у человека нет какого-то особого таланта, он будет просто дольше этим заниматься, но тоже сделает. Можно безголосых людей научить петь, а неискушенных глупцов писать стихи – просто пройдет немало времени, пока человек начнет это делать качественно и добьется каких-либо результатов. Но, к сожалению, нередко такой путь превращается в гонку, и как следствие – в помешательство.

– Что ты думаешь по поводу современных поэтов? Их так много, они активно продвигают себя в соцсетях, выступают. Как выдержать конкуренцию с ними?

В.Д.: – Для меня настоящих поэтов после шестидесятников нет вообще, как и бардов после Высоцкого. Ни один автор еще не сказал ничего нового, не создал литературного направления. Поэтому говорить об особой конкуренции я бы не стал. Если потребителя устраивает, как и что пишет тот или иной современный автор, то он будет восхищаться и делиться его творчеством – это естественно. А если это не нравится, никто этого не понимает – значит, зачем и для кого ты пишешь? Мы каждый творим по-своему, подаем по-своему. Творчество нужно, если его обсуждают.

– А если ты считаешь, что поэтов после шестидесятников нет, то кто тогда ты?

В.Д.: – Не могу об этом судить, потому что должны изучить меня, мой творческий путь и уже по итогам сказать, на каком уровне я нахожусь. Я не смогу ответить на этот вопрос честно.

Люди, эмоции, обстановка…

– Хемингуэй, Флобер, другие известные писатели придерживались четкого графика работы. А ты систематизируешь свою деятельность?

В. Д.: – Не получается. В творчестве время течет иначе. Если я полчаса пишу научную статью, я знаю, что прошло полчаса. А работая над двумя стихотворными строфами, могу вдруг осознать, что прошло четыре часа. Бывает, что просыпаюсь внезапно ночью, приходит вдохновение и нужно срочно записывать.

– А где брать вдохновение для творчества?

В.Д.: – Меня вдохновляют новые эмоции, места, люди, обстановка. Тут все имеет значение – геометрия интерьера, цвета, даже дорожное покрытие в городе. Например, я убежден, что, если всех поэтов привезти в Санкт-Петербург, они будут писать больше и лучше, чем в сером провинциальном городе.

– Какими, на твой взгляд, качествами должен обладать поэт?

В.Д.: – Он обязательно должен быть эрудитом, а также уметь адекватно оценивать себя и свой труд. Если мыслить какими-то глобальными категориями и считать, что поэт – это глас народа, то обязательно в нем должны быть высокая нравственность, патриотизм, трудолюбие. Поэт – это прежде всего не таинственный образ, не какая-то трудная судьба, о которой плачутся в стихах, а глубокая работа над текстом, который в итоге должен читателя облагораживать, вдохновлять и вести за собой.