Газета,
которая объединяет

Кино на сцене

В Воронежском драмтеатре ищут «прививку от рутины»
Рубрика: Культура№31 (2106) от
Автор: Наталия Осадчая

В течение двух дней Воронежский драматический театр им. Кольцова проходил «вакцинацию», или, как выразился автор проекта «СИТО» («Современное исследование театральных объектов») режиссер Никита Рак, театру была сделана «прививка от рутины». Театр ищет свое место в искусстве, актеры – себя в театре.

Проект «СИТО» родился в Воронеже в прошлом году, когда за основу театральных исследований были взяты пьесы современного драматурга Ивана Вырыпаева. «СИТО»-2017 решили посвятить неснятым киносценариям – жанру достаточно далекому от театра.

20 и 21 апреля совсем нетрадиционные, смелые и даже вызывающие спектакли, подготовленные всего в течение пяти дней, были представлены на суд зрителей. Это киносценарии Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?», Ренаты Литвиновой «Весна», Петра Луцика и Алексея Саморядова «Анна», Алексея Балабанова «Мой брат умер». Эскизы спектаклей поставили молодые режиссеры – выпускники школы-студии МХАТ и Центра имени Вс. Мейерхольда совместно с воронежскими актерами.

Я выбрала «Весну» Литвиновой (сценарий написан совместно с Глебом Алейниковым): уж если искать самое необычное, то у одного из самых необычных авторов. Сама Литвинова по собственным сценариям сняла два фильма – очень специфических, не относящихся к кино для массового зрителя. Кто-то ее может назвать ненормальной, с головой, полной «тараканов», но при всем том ее любят и восхищаются ею. Потому что у нас всех таких «тараканов» тоже не счесть, разве что не каждый готов в этом признаться даже себе.

Сквозная тема творчества Ренаты Литвиновой – страх смерти. Эта тема стала основной и в «Весне».

Воронежским зрителям киносценарий, воплощенный на сцене как театральное произведение, был представлен 25-летним Иваном Комаровым. Режиссер в своей интерпретации произведения достаточно далеко оторвался от оригинала, но тем не менее пытался подчеркнуть особенности творчества Ренаты – в первую очередь ее тягу к повторам.

Нередко казалось, что данная театральная постановка – всего лишь подростковая насмешка над автором. Но, может, именно этот вольный (если не сказать фривольный) подход позволил актерам играть вне каких-либо рамок и канонов, полностью погрузившись в чистое творчество. Актеры оказались на недосягаемой высоте, и если бы каждый спектакль в репертуаре давали с такой силой, то рискну предположить, что Воронежский драматический начал бы собирать поклонников едва ли не со всего мира.

Спектакль играли на «чердаке», в так называемом танцклассе. Конечно же, необычный зал добавлял экзотичности происходящему, но лишал многих зрителей возможности воспринимать театральное действо целиком: сидя уже в пятом ряду можно было видеть происходящее лишь на одной половине сцены. Подозреваю, что сидящие еще дальше имели возможность воспринимать спектакль только на слух.
И все-таки такому эксперименту, как ««СИТО», можно ставить высший балл, потому что он показывает, что воронежский театр живет, находится в поиске и готов предоставлять для воплощения оригинальных творческих идей площадки для молодых, которые и должны выступать генераторами нового.