Газета,
которая объединяет

У последней черты

Размышления историка о воронежской Линии Ратной Славы
Рубрика: Судьбы№32 (2107) от
Автор: Владимир Размустов

В 1972 году в Воронеже было принято решение о создании Линии Ратной Славы. Идея мемориальной зоны, которая адекватно отражала бы уникальную роль Воронежа в Великой Отечественной войне, и в год 75-летия с начала Воронежского сражения, увы, пока остается только идеей.

Еще раз о вкладе в Победу

В 1942 году проходило грандиозное сражение на южном крыле советского фронта, включавшее битвы на Дону и Волге, битву за Кавказ. Воронеж первым принял на себя удар противника, начавшего свое второе «генеральное» наступление на восток летом 1942 года. Решение о том, что Воронеж станет первой целью на острие удара, секретно принималось на совещании Гитлера со своим генералитетом 5 марта 1942 года.

В начале 1943 года Воронеж стал заключительным звеном в цепи наших наступательных операций, приведших к разгрому вражеских сил. Тогда это адекватно оценивали и наши союзники по антигитлеровской коалиции. Президент США Рузвельт телеграммой поздравляет Сталина от имени американского народа в 1943 году и в его лице советский народ с освобождением Воронежа. Затем началось решительное освобождение Донбасса и Украины, выход советских войск к границам СССР.

212 суток линия фронта проходила по городу. По ожесточенности и продолжительности уличные бои за Воронеж сравнимы только с боями в Сталинграде. В течение 667 суток город подвергался налетам вражеских самолетов. По длительности боев за город Воронежское сражение – в первой тройке вместе с Ленинградом и Севастополем.

Мистическое невезение

И в России, и в Европе места значимых сражений становились мемориалами еще с XIX века. В 1839 году государством у помещиков было выкуплено Бородинское поле для создания, говоря современным языком, «особо охраняемой зоны».

Примерно в то же время воронежский губернатор Бегичев лоббирует создание мемориальной зоны и музея на Петровском острове напротив современной Адмиралтейской площади – с сохранившимися на тот момент Петровскими постройками, артефактами периода строительства в Воронеже первого русского военного флота, личными вещами Петра. Начали сбор денег, выкупили остров у частного лица. Но в Петербурге инициативу материально не поддержали, у Бегичева вышел губернаторский срок, идея заглохла.

По загадочным причинам Воронежу вплоть до сегодняшнего дня тотально не везет с реализацией планов Петровского мемориала и мемориальной зоны Воронежского сражения в Великой Отечественной.

К примеру, есть мемориал-музей «Малая Земля», значительную часть которого, помимо памятных знаков и сооружений, составляют сохранившиеся окопы, траншеи, огневые точки, наблюдательные пункты. Есть мемориал «Сапун-Гора» в Севастополе с историческим парком.

Сейчас активно развивается мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок», входящий в «Зеленый пояс Славы Ленинграда», где в сентябре 1941 года были остановлены войска противника. Здесь идут масштабные поисковые работы.

Незавершенный проект

Примерно в то же время, что и в Ленинграде, воронежские власти начали разрабатывать концепт Линии Ратной Славы как особо охраняемой зоны.

Проработанное решение стало постановлением Воронежского городского Совета депутатов трудящихся 27 ноября 1972 года: «Создать по линии фронта боев с немецко-фашистскими захватчиками за город Воронеж долговременные историко-мемориальные сооружения, отражающие идею увековечения памяти погибших воинов, величие борьбы Советской Армии».

Как задумывалось, Линия Ратной Славы должна была начинаться у Семилукской переправы через Дон. Затем проходить через Подклетное, Подгорное, старый аэропорт (сейчас Северный микрорайон), бывший ипподром, развалины областной больницы («Ротонду»), стадион «Динамо», Городской парк культуры и отдыха, городок лесотехнического и сельскохозяйственного институтов, Отроженский железнодорожный мост. Далее – по левому берегу водохранилища до ВоГРЭСовского моста.

Важная составная часть – мемориальная зона (как бы выдвинутая от водохранилища к центру города) Чижовского и Шиловского плацдармов.

Линия Ратной Славы – как большая дуга, упирающаяся своими концами в берега Дона, длиной около 50 километров.

У тогдашних воронежских партийных и советских руководителей «все опустилось», когда наверху не поддержали их докладные записки о присвоении Воронежу статуса города-героя к 35-летию Победы. Генсек Брежнев опубликовал свои военные мемуары «Малая земля», и городами-героями стали Керчь и Новороссийск.

Правовых и организационных решений по проекту Линии Ратной Славы в Воронеже так и не последовало. А мемориальный комплекс «Невский пятачок» уже имеет официальный статус с 1978 года.

Старая информация

И сегодня на тему Линии Ратной Славы есть только одна книга середины 1980-х – воронежского краеведа и военного историка Александра Гринько. Оттуда и карта «виртуального» мемориала. Спустя десятилетия эта фактура все еще тиражируется местными СМИ, сайтами, блогами.

Усилиями министерства обороны масса документов Великой Отечественной рассекречена и выложена в свободный доступ. Сейчас любой желающий на портале «Память народа» может прочитать журналы боевых действий 60-й армии (Подгорное, Задонское шоссе) и 40-й армии (Чижовский и Шиловский плацдармы) и прояснить для себя истинную картину и географию боев. Доктор исторических наук Сергей Филоненко утверждал в интервью «Берегу», что сейчас рассекречены и доступны исследователям немецкие карты боев за Воронеж.

В последнее время ситуация, правда, меняется в лучшую сторону.

Полностью реализован проект по приведению в порядок братских могил в черте современного города. А это – значительное финансирование из местного бюджета. Согласно данным пресс-службы мэрии Воронежа, в 50 братских могилах покоятся 38 тыс. защитников города.

На реконструкцию «Песчаного лога» в 2015-м мэрией выделено 3,6 млн руб. До этого мемориал на месте расстрела воронежцев фашистами находился далеко не в лучшем виде.

Где «копать войну»

То, что Линия Ратной Славы не закреплена законодательно – не значит, что она исчезла.

В ряде мест отчетливо сохранились траншеи, огневые позиции (Центральный парк, «Олимпик», Шилово и пр.).

Хорошо ее знают «черные копатели». В Интернете легко найти инструкцию, где «копать войну» в Воронеже в пределах маршрутов общественного транспорта. Куда уходит годное отреставрированное оружие – лучше не гадать.

В то же время мой коллега, целенаправленно посещающий военные музеи и мемориалы, утверждает, что в любом рай­о­н­ном музее по линии Курской битвы образцов вооружения больше, чем во всех воронежских музеях.

Сейчас мы озабочены возрождением символики фашизма в ряде соседних стран. Но как и каким образом исчез в Воронеже очень символичный памятник – шестиметровая фигура советского солдата, разломившего фашистскую свастику на братской могиле на Ленинском проспекте – люди гадают до сих пор. В 1989 году, несмотря на протесты населения и ветеранов, его убрали, обещав реставрацию. Краевед Елена Хозиева рассказывала: «Я помню, с каким трепетом относились жители Левобережья к металлическому изваянию. У его подножия постоянно лежали живые цветы, я лично стояла в почетном карауле 9 мая у Вечного огня».

Композиция на прежнее место не вернулась. Судя по Интернету, загадку энтузиасты пытаются разгадать до сих пор. В блогах публикуются «показания свидетелей» – бронзового солдата отправили на хранение на территорию ВАСО. Его постепенно растаскивали и сдавали на металлолом. Примерно году в 1995-м памятник – символ победы над фашизмом – исчез окончательно.

Общественник Валентин Котюг, который год бьет тревогу о сохранности мест ожесточенных боев в окрестностях Подгорного, пишет в СМИ: «Сейчас роща Фигурная вырубается, срезается и вывозится культурный слой, а вместе с ним – прах погибших солдат. Рощу Длинную продали и огородили забором. Засыпается родник Жизни у села Подгорное».

Неумолимо разрушаются уникальные памятники – «Ротонда» и уцелевшая колокольня церкви на Шиловском плацдарме, легендарные свидетельства тех страшных военных лет.

В 2008 году частично рухнул железобетонный купол «Ротонды». Исторические руины хранят и консервируют, это общемировая практика, отработанные технологии. Без консервации рано или поздно эти свидетельства войны исчезнут.

В прошлом году воронежская общественность выступала против застройки бывших земель ВГАУ в Северном микрорайоне. Поисковики из отряда «Дон» утверждали, что строительство будет идти на костях наших бойцов – поисковых работ и перезахоронения здесь никогда не проводилось.

В конце того же 2016-го митинговали против высотной застройки жители улицы Марата. Именно здесь, на пересечении ул.Марата и ул.Веры Фигнер, упал в атаке сраженный пулей немецкого снайпера комиссар-ополченец Даниил Куцыгин, именем которого названа улица в городе. Воронежская улица Марата есть даже в оперативных сводках Генштаба сентября – октября 1942-го.

Но статуса особо охраняемой территории у памятных мест Воронежского сражения нет. Поэтому формально строительная и иная хозяйственная деятельность здесь законна…

Спасая всю страну

Для создания мемориальной зоны «Линия Ратной Славы» нужны законодательные решения.

Воронеж защищал всю страну, когда в июле 1942 года СССР вновь оказался на грани военной катастрофы. В начале самого известного приказа Великой Отечественной войны (№227 от 28 июля 1942 года), названного в народе «Ни шагу назад!», наш город упоминается несколько раз.

У поэта Безыменского есть строка: «Боец! Спасая всю страну, ты должен отстоять Воронеж!»

И лежат в братских могилах Воронежа и окрестностей представители всех республик бывшего Союза, достаточно посмотреть на высеченные там фамилии.

Мемориал по линии фронта Воронежского сражения мог бы иметь общефедеральное значение. Такие мемориальные комплексы невозможно создать силами только местных властей и общественности, без существенной поддержки, в том числе финансовой, из федерального центра.