Газета,
которая объединяет

Вся такая внезапная

В Воронеже показывают творчество легенды российского искусства
Рубрика: Политика№34 (2109) от
Автор: Анна Жидких

От натурного реализма – к умозрительному авангарду, от фигуративной живописи – к концептуальной абстракции... За долгие годы творческого поиска – результативная и, более того, резонансная наработка фирменной «полистилистики»; именно так называют российские критики авторскую манеру московской художницы Клары Голицыной, которой нынче идет 92-й год от роду.

Крепкие орешки

Сегодня (и по 1 июня вклю­чительно) произведения Голицыной, объединенные в выставку «Избранное», можно видеть в арт-галерее Камерного театра. Эти вещи удивляют сочетанием несочетаемого, полной невозможностью «заклеймить» многоплановое творчество Клары Николаевны каким-либо «-измом». А главное – просто поражают рисками, с которыми нисколько не считается маститая художница, предлагая публике свои оригинальные работы. Часто парадоксальные и не читаемые «с ходу», они прошиты вдоль и поперек лучами, идущими за рамки полотен и создающими на их поверхностях эффект решетки, как бы сдерживающей некую энергию. А иные показывают деформированные (местами – не без шаржирования) фигуры и предметы, подбрасывая смотрящему увлекательные головоломки. Однако еще до попыток решить эти «задачки», расщелкать «крепкие орешки» зритель с развитым шестым чувством непременно уловит, ощутит в произведениях Голицыной странную гармонию: яркий цвет уравновешивает обычная черная линия, строгую геометрию полотен озаряет вольная поэзия. Да, тоже тщательно «выстроенная» (по молодости Клара Николаевна собиралась стать математиком, отсюда и подход), но – поэзия! Причем глубокая, тонкая и содержательная.

«Полистилистика» родилась по той простой причине, что художественный язык Клары Голицыной не умещается в рамки одного стиля. За сложносочиненным термином – на удивление «юное» ощущение мастером времени вообще и современности в частности. Современности во всех ее головокружительных, рваных ритмах, передаваемых изобретательным жонглированием «числа сочетаний и перемещений» (предметов, явлений и т.п.) и выраженных с помощью математической логики (в первую очередь – по отношению к композиции). Эта логика и преобразует посыл чувственного, нервного восприятия действительности в некий алгоритм, часто метафорический.

Его Величество случай

Сама художница, охотно экспериментирующая со многими материалами (холст, ткань, акварель, масло, маркеры, акрил), не раз подчеркивала: она творит по интуиции. Признавалась с подкупающими прямотой и бесхитростностью: «У меня натура беспечная». Оттого, видимо, произведения Голицыной сколь нарочиты, столь же и непосредственны: такой вот редкостный симбиоз, заставляющий снять шляпу перед не просто смелым – абсолютно бесстрашным мастером. И честным, что немаловажно.

Ориентиры, конечно, видны на расстоянии: понятно, что в любимчиках у Клары Николаевны – Пикассо и Малевич, Кандинский и Крученых. Но напрямую эти «маяки» творчество – в то или иное русло – не направляют. В одном из сравнительно недавних интервью Голицына пооткровенничала: она обожает Его Величество случай! Даже специальную игру в почитание оного придумала: наугад достает из шкафа с фотоальбомами какой-нибудь фолиант, открывает на любой странице – видит первое попавшееся изображение. К примеру, пейзаж Минска. Набрасывает на бумаге его контур, потом – другим цветом – обозначает конструктивные грани объектов. В итоге получается неожиданный рисунок, непредсказуемая мелодия картинки – пейзаж трансформируется в совсем иную композицию. Художница говорит, что прием просто незаменим тогда, когда нет свежей самостоятельной идеи.

«Избранное» Клары Голицыной в Камерном можно рассматривать-разгадывать со вторника по воскресенье – с 12.00 до 17.00. В этот временной промежуток вход в арт-галерею – свободный; после 17.00 он открыт только для театралов, пришедших на спектакль.

справка

Клара Николаевна Голицына родилась 5 декабря 1925 года в Москве. Отец, Николай Павлович Разживин, умел радоваться жизни, любил детей, женщин, вино. Воевал, в 1941 году погиб в ополчении под Ельней. Мать, Елена Андреевна Кастальева, была человеком талантливым – как говорят, не от мира сего. Муж, Иван Владимирович Голицын, происходил из аристократического рода князей Голицыных, по профессии – драматический артист.

Клара Голицына – член Международной федерации художников ЮНЕСКО, Международного художественного фонда, Творческого объединения женщин-художников Москвы «ИРИДА», группы московских художников «Колесо». Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музейном фонде России, в музеях Кокчетава и Пущина, в галереях и частных коллекциях России, Европы, США.

есть мнение

«Все более усложняя авторский эстетический контекст, делая все более сложносоставным и многослойным свой художественный мир, Голицына тем не менее в результате обнаруживает особую органичность, целостность мировидения, которая так ощутима и при этом так трудно определима. Ведь искомое общее начало – это личностное постоянство, не поддающееся определению в формально-стилевых категориях. Оно как бы по ту сторону тех перемен и вариаций, о которых можно говорить и писать, – заключал искусствовед Сергей Кусков. – «Главное – контакт с жизнью, но через элементы!» – говорит художник. По-видимому, тут имеются в виду как первоэлементы языка искусства, так и первофеномены мировосприятия как такового. Путем живописи они изучаются обособленно, а затем из них вновь выстраивается сложный, но целостный образ Бытия».