Газета,
которая объединяет

Регламентированная красота

Почему дизайн-регламент сегодня стал приоритетным проектом мэрии
Рубрика: Социум№49 (2124) от
Автор: Наталия Осадчая

О дизайн-регламенте много говорили в Воронеже накануне старта программы в 2015 году, гораздо меньше – на этапе его практической реализации. Вроде бы несложный набор рекомендаций и правил для улучшения внешнего облика Воронежа оказалось непросто воплотить – тем более что старт программы совпал с наступлением очередного кризиса.

А бывают ли лучшие времена для таких начинаний?

Для некоторых предпринимателей наводить порядок на фасадах и входных группах оказалось хлопотно и дорого, а некоторые, как выяснилось, просто не знали основ этого 100-страничного документа под названием «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж». Отмечены и случаи откровенного саботажа, из-за которого рекламный мусор продолжает портить видовые объекты города.

Возможно ли найти стимулы и компромиссы для завершения дизайн-регламентации города? Чтобы найти ответ на этот вопрос, редакция газеты «Берег» при поддержке администрации Воронежа организовала тематический круглый стол с участием представителей областного правительства, мэрии, предпринимательской и архитектурной общественности.

На экваторе программы

Заместитель руководителя управления главного архитектора мэрии Воронежа Виталий Чмыхов:

– Дизайн-регламент был утвержден решением городской думы в конце 2015 года. В течение 2016 года шла его реализация, и, надо сказать, пока с неплохими результатами: в соответствие с новыми правилами приведено порядка тысячи входных групп – не только в центре города, но и на большинстве главных, видовых улиц. В планах на 2017 год стоит приведение в соответствие еще тысячи входных групп, и столько же – в 2018-м. Но в последние месяцы реализация программы несколько притормозилась. С начала года приведено в соответствие с нормами только 200 помещений.

«Берег»:
– Как нам кажется, сработал простой фактор: число наиболее активных и законопослушных у нас всегда ограничено. Они просто «закончились».

Виталий Чмыхов:
– Скорее всего, не без этого. Но это не значит, что с более инертными партнерами невозможно работать. Просто это сложнее. Поэтому и было принято решение о выделении проекта в приоритетный проект администрации Воронежа. Решением мэра сформирован проектный офис, в задачи которого входит координация всех административных и иных действий. В рамках проектного офиса будут разработаны дополнительные мероприятия, которые позволят в том числе несколько упростить задачу по реализации дизайн-регламента.


Заместитель начальника отдела инженерных сооружений, сетей и дизайна городской среды УГА Евгений Рязанцев:
– В проектном офисе – четыре рабочие группы. Информационный блок создаст необходимое информобеспечение. Административный блок привлечет к административной ответственности, судебным мероприятиям, принудительному демонтажу. Также работают блок муниципального содействия (разработка типовых форм – эконом-вариантов – с целью уменьшения затрат предпринимателей) и графический блок (разработка паспортов фасадов зданий и согласование архитектурных решений). Проектный офис будет охватывать 74 улицы, на которых реализуется дизайн-регламент.


Заместитель руководителя управления информации воронежской мэрии Виталий Марголин:
– Мы все помним бесконечные ряды растяжек, которые делали улицы «непрозрачными» – красоты города не было видно. Перетяжки ушли, но это было только началом работы. Теперь принято управленческое решение по дизайн-регламенту. Информационный блок, который я представляю, готовит к изданию специальную брошюру, которая призвана донести до предпринимателей всю информацию по дизайн-регламенту: нормативную базу, возможности администрации, алгоритм действий предпринимателя при реализации дизайн-регламента, телефоны, контактные лица, ответственность за отказ реализации дизайн-регламента и т.п.

«Незнание не освобождает от ответственности»

Евгений Кузьмин, магазины «Варина мама»:
– Во время ремонта помещения магазина мне пришло уведомление от управы Коминтерновского района с требованием соблюдения дизайн-регламента. Когда я показал его строителям, те растерялись: какой дизайн-регламент – помещение находится не в центре и не на первой линии! Строители не знали, что нужно соблюдать дизайн-регламент даже в этой ситуации – и успели завершить работы почти полностью. Где я могу получить экспертное заключение, насколько входная группа магазина соответствует нормативам?


Евгений Рязанцев:
– Со списком улиц, попадающих под строгую регламентацию, можно ознакомиться на официальном сайте городской администрации или сайте УГА. В 806-м постановлении от 21 октября 2015 года указан перечень улиц. Ваша улица попадает под дизайн-регламент. Строители и рекламщики изначально должны были делать входную группу с учетом требований.


Наталья Алиева, магазины «Немецкая обувь»:
– Мы были в числе первых исполнителей дизайн-регламента. Переоформить шесть магазинов было непросто. Помогла простая вещь: я посещала все собрания для предпринимателей, которые организовывали при старте программы и УГА, и районные архитекторы. Ни одного не пропустила! А теперь я выполняю функции наставника для менее опытных предпринимателей.


Начальник отдела по градостроительству и архитектуре управы Ленинского района Ольга Томашевская:
– Все нормативные акты находятся в свободном доступе. Да, предприниматели не обязаны знать все постановления, но незнание, как вы понимаете, не освобождает от ответственности. Всегда можно обратиться в районную управу в отдел архитектуры и проконсультироваться, прежде чем что-то изготавливать. Когда был принят дизайн-регламент, мы собрали в Доме архитектора представителей всех рекламных агентств для разъяснений. И в частности рекомендовали в договор предпринимателя с рекламным агентством всегда добавлять положение «с учетом действующего дизайн-регламента». То, что вам прислали уведомление, – первый этап работы с предпринимателями. Во втором письме вы получите акт обследования, где будет указано, какие элементы вашей входной группы не соответствуют дизайн-регламенту. Советую, не дожидаясь акта, приехать в отдел архитектуры управы, где вам расскажут, какие вы допустили нарушения, чтобы избежать в будущем административных неприятностей или даже судебных разбирательств. Кстати, нужно еще разграничивать информационные конструкции и рекламные.


Двигатель торговли


«Берег»:

– А кто в городе регулирует размещение рекламных конструкций?


Начальник отдела регулирования рекламной деятельности ДИЗО Воронежской области Ирина Кириллова:
– Полномочия по регулированию наружной рекламы появились у департамента имущественных и земельных отношений в 2011 году. Департамент утверждает схемы размещения рекламных конструкций, выдает и аннулирует разрешения на их эксплуатацию, а также предписания о демонтаже незаконных объектов. Схемы размещения рекламных конструкций утверждены по 95 участкам Воронежа. Размещение большинства рекламных конструкций осуществляется в соответствии с дизайн-регламентом. До передачи полномочий департаменту в городе насчитывалось более 4 тысяч рекламных конструкций различных форматов. В настоящее время в схему включено порядка 1700, на 1500 заключены договоры и, соответственно, выданы разрешения. За два последних года зафиксировано порядка 2 тысяч незаконных рекламных конструкций. Совместно с администрацией города управами районов были проведены работы по фактическому демонтажу. Демонтировано более 1600 незаконных рекламных конструкций.


«Берег»:
– В чем разница между рекламным и информационным носителями?


Ирина Кириллова:
– Исчерпывающего перечня признаков нет. Одна и та же вывеска может быть и рекламной, и информационной. Например, если входная группа облеплена со всех сторон информационными табличками, то они начинают усиленно работать на привлечение покупателей, то есть исполнять рекламную функцию. Обращений к нам по таким спорным нюансам много: стараемся давать разъяснения по каждому случаю. Но, на мой взгляд, гораздо большую эстетическую опасность представляет так называемый рекламный мусор, который заполняет потребительский рынок. Например, вездесущие штендеры.


«Берег»:
– Предприниматели утверждают, что штендеры – очень эффективное средство привлечения клиентов.

Ирина Кириллова:
– Поэтому с ними так трудно бороться, при том что формально штендеры – незаконная конструкция.


Директор Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Константин Корнев:
– С ними не надо бороться, их нужно регламентировать, как это сделано в ряде регионов, где оговорены и размеры штендера, и расстояние до входа в магазин – как правило, не более одного метра.


Цена вопроса

Исполнительный директор регионального союза предпринимателей «ОПОРА» Татьяна Шкред:
-Предприниматели тоже хотят видеть свой город красивым, но в непростой экономической ситуации их пугают финансовые затраты. Чтобы привести в соответствие один объект, например аптеку, потребуется от 100 до 200 тыс. руб. и пару лет на согласования. Нужно все-таки сделать более гибкими требования по срокам исполнения предписаний. Может быть, стоит городу ввести какую-то стимулирующую программу. Должен быть не только кнут, но и пряник.


Елена Блинова, салоны красоты «Vital»:
– В некоторой степени дизайн-регламент подтачивает предпринимательскую деятельность. Мы должны использовать свои конкурентные преимущества, каким-то образом доносить информацию о себе нашим потребителям. На мой взгляд, дизайн-регламент этого лишает, причесывая всех под одну гребенку. Понятие «красота» не имеет четкого определения. Нужен все-таки индивидуальный подход.


Виталий Чмыхов:
– Послабления бизнесу уже сделаны. Основной упор в реализации дизайн-регламента делается лишь на два момента: вывески и рекламные конструкции. Если бы мы спрашивали исполнения предписаний во всех деталях, то обращали бы внимание и на ступеньки, и на расположение ролльставень, витрин. Проявление индивидуальности возможно – есть процедура согласования индивидуального проекта. Но скупой платит дважды. Если бы предприниматель действовал по букве закона, согласовав при строительстве архитектурное решение входной группы даже до появления дизайн-регламента, никто бы не имел права требовать от него изменений. Основные проблемы возникают от самодеятельности.


Евгений Рязанцев:
– Дизайн-регламент не предписывает делать какие-то позолоченные буквы и мраморные ступени. Главное требование – чистый выкрашенный фасад и объемные буквы. То, о чем вы говорите, это, скорее всего, претензии владельцев входных групп, которые вложили большие деньги, но забыли согласовать реконструкцию в установленном порядке. Если архитектурные решения были ранее согласованы, то дизайн-регламент разрешает оставлять данную входную группу – до следующего ремонта фасада.


Заместитель председателя Союза архитекторов Воронежской области Александр Шилин:
– В Москве, из которой и пришла идея дизайн-регламента, проектом занимались три института. У нас так не получилось, и документ носит следы поспешности. Но в целом инструмент дизайн-регламента работоспособный. Если надлежащим образом все будут оповещены, машина заработает эффективно.


Татьяна Шкред:
– Диалог между властью и бизнесом – очень хочется верить, что он возможен. Я надеюсь, что площадки круглых столов и создание рабочих групп дадут положительные результаты.

напомним

Дизайн-регламент Воронежа – это набор рекомендаций и правил для улучшения внешнего облика Воронежа. Правила описывают размещение пристроенных конструкций и внешний вид информационных объектов: вывесок, панелей-кронштейнов, табличек, витрин, маркиз входных групп.

Авторы регламента разделяют Воронеж на две зоны: зону строгой регламентации и зону общей регламентации.

Первая включает общегородской центр, крупные городские магистрали, памятники истории и культуры под охраной государства и другие ценные в историко-архитектурном отношении постройки. Эта зона ограничена улицами Кольцовская, 20 лет Октября, проспект Революции, Степана Разина, набережная Массалитинова, Софьи Перовской, Петровская набережная, Выборгская.

Зона общей регламентации – это вся остальная территория города. Здесь требования менее строгие. Например, послабления касаются размеров и типов вывесок. Для зоны строгой регламентации предпочтительны вывески из отдельных букв, в то время как в зоне общей регламентации уместно могут смотреться вывески на непрозрачной основе и лайтбоксы. А вот набор допустимых объектов и правила расположения объектов остаются неизменными.