Газета,
которая объединяет

«Левак» не пройдет

В Воронежской области, по официальным данным, удалось побороть алкогольный контрафакт
Рубрика: Социум№50 (2125) от
Автор: Ирина Лазарева

Все предприниматели, торгующие крепким спиртным, с 1 июля перешли на Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Новую систему освоили даже сельские торговые точки, которые ранее были исключением – в первую очередь из-за проблем связи на селе. Но приведет ли внедрение ЕГАИС к сокращению теневого рынка алкогольной продукции, с которым так активно борются чиновники?

Новая система, которая фиксирует факт покупки и продажи алкоголя, была введена в регионе 1 января 2016 года, к лету прошлого года на нее перешли более 90% предпринимателей. Теперь эта цифра равняется «всем ста». Как всегда, были у нас такие, кто тянул до последнего, полагая: авось все отменят или выйдет какая поблажка. Не случилось: те, кто не установил специальный программный модуль у себя в магазине, лишились возможности осуществлять продажу алкогольной продукции. Кто-то перешел в разряд законопослушных, кто-то сменил вид деятельности. Правда, нет оснований не предполагать, что некоторые стали бутлегерами.

Если верить данным регионального департамента имущественных и земельных отношений, после введения новых правил торговли спиртным с начала 2016 г. теневой рынок алкогольной продукции сократился с 40 до 15%. А сейчас, по словам руководителя структурного подразделения Сергея Юсупова, уже можно говорить о полном его искоренении в розничных стационарных магазинах.

– У нас был только один случай, когда в стационарном магазине обнаружили сомнительную бутылку. Дело в том, что система ЕГАИС отслеживает не только уникальность марки, продажа которой осуществляется в данный момент, но и дублирование марок. Кассир начал пробивать бутылку, а на экране аппарата появилась информация о том, что такая марка якобы уже была в продаже, – рассказал чиновник. – На место была направлена проверка. Больше ничего подозрительного в этой торговой точке не обнаружили, поэтому сказать, какая из марок была поддельной, трудно. Но это, повторюсь, единичный случай.

Давайте же порассуждаем: принудительный переход на жесткую систему контроля способен сократить лишь тот «теневой» рынок алкогольной продукции, который формируют исключительно стационарные магазины. Повлиять таким образом на торгующих на дому или через интернет вряд ли возможно. А ведь именно в этом секторе могут продать потребителю не просто контрафакт, но и «паленку», и самогон, и бытовые жидкости, которые нанесут серьезный урон здоровью. Не означает ли это, что искоренение «левой» водки в магазине приведет к развитию рынка заведомо некачественного алкоголя?..