Газета,
которая объединяет

«Такие» в городе!

В столице Черноземья презентовали новый музыкальный лейбл
Рубрика: Культура№52 (2127) от
Автор: Сергей Попов

Не так давно в книжном клубе «Петровский» состоялся необычный двухдневный концерт. Мероприятие, в котором участвовали известные воронежские группы «Другое дело», «Цёй», «ЭваЭва», «Шару Буке» и другие, явилось презентацией весьма экзотического для столицы Черноземья образования – местного музыкального лейбла.

Ты помнишь, как все начиналось?

Что вообще такое музыкальный лейбл? В узком смысле – творческое объединение (подобное понимание термина встречается в основном у хип-хоп-музыкантов). Но, как правило, лейблом называют рекорд-компанию, издающую те или иные аудиозаписи – фирму-посредник между музыкантами и слушателями. Раньше лейблы занимались большей частью производством и продажей носителей – компакт-дисков, винила и аудиокассет. Теперь подобные конторы делают ставку преимущественно на сетевые релизы – выпускают новинки и переиздают бэк-каталоги на платформах вроде Itunes и Google Play.

В девяностых годах в Воронеже существовал по крайней мере один такой «лейбл». Студия «Танаис» отличалась от тогдашних федеральных издателей вроде «Мороз Рекордс» и «Союза» тем, что работала неофициально. «Танаис» не заключал с правообладателями никаких договоров – просто втемную «пиратил» записи, выпуская кассетки с отпечатанными на струйном принтере обложками. Кассеты чаще всего были состряпаны по принципу «два в одном»: местные Остапы Бендеры умудрялись записать туда целых два альбома вместо одного. Лицензионные же аудиокассеты-«одинарки» стоили дороже, чем продукция «Танаиса». Поэтому в «танаисовский» киоск у Дворца Кирова частенько стояли нехилые очереди.

Первым же официальным воронежским лейблом стала фирма Shadowplay Release, основанная в 2004 году и специализирующаяся на выпуске музыки готического и окологотического направления. Компания до сих пор балует поклонников свежими релизами. Правда, намного реже, чем десять лет назад – сказывается падение объемов продаж физических носителей…

Ушли от урагана

И вот теперь, в 2017-м, появились «Такие». Структура, представляющая собой как творческое объединение, так и издательство. Правда, ходят слухи, что изданий на физических носителях от «Таких» можно не ждать, но кого особенно волнуют диски с пластинками в век айфонов и стриминговых сервисов?..

Первым релизом лейбла стал дебютник известной воронежской группы «ЦЁй». В дальнейшем под шильдиком «Таких» вышли альбомы и синглы групп «Другое дело» и «The Sheepray». Так что лайн-ап фестиваля, организованного по случаю запуска лейбла, оказался вполне предсказуем: помимо музыкантов групп «ЦЁй», «Другое дело» и «The Sheepray», на мероприятии «отметились» еще несколько дружественных им команд и проектов.

Двухдневный фест изначально должен был состояться на открытой площадке «Пушка». Но незадолго до события организаторы приняли решение перенести действо под крышу – в книжный клуб «Петровский». И, как выяснилось, не прогадали: в первый же фестивальный вечер на столицу Черноземья обрушился ураган, который впоследствии терроризировал наш город еще несколько суток. Так что если бы не вовремя принятые менеджерские решения – выступлениям случиться было бы не суждено.

Фестиваль открыло выступление группы Gospoza. Эти молодые психоделичные ребята запомнились меломанам именно мощными концертными сетами: в активе группы пока еще нет студийных альбомов. Впрочем, в обозримом будущем музыканты планируют запись дебютника. И уже сейчас вполне понятно, при поддержке какого лейбла увидит свет их первая полноформатная работа.

За «Госпожой» последовали «Шару Буке» – команда, увы, не входящая в число наиболее известных и популярных воронежских коллективов. И совершенно напрасно: такой приятной минималистичной поп-музыки с теплыми текстами, лишенной ненужных экспериментов, весьма немного даже в общероссийском масштабе. Добавьте к этому участие в команде замечательного барабанщика Александра Битюцких – и станет совсем здорово.

Ложная агрессия

Любители пошуметь из команды Noisebleedsuns. спровоцировали своим сетом неслабый слэм в зале. Что, вообще-то, для «Петровского» – событие отнюдь не рядовое. Некоторые слушатели в ужасе расступались перед агрессивно дергающимися телами, опасаясь попасть под горячие чресла. Увы, подобное незнание «матчасти» – один из отголосков нашей провинциальности. Слэм – это не драка и не демонстрация «озверения», а всего лишь энергичные движения, вполне адекватные жестким жанрам рок-музыки. Толковый слэм не несет в себе никакой агрессии.

«ЭваЭва» показала приятный, но в то же время уж очень среднестатистический нео-соул. Звучат они круто, но группе явно не хватает какого-то «изюма» – фишечки, фирменной отличительной черты.

Ставшая хедлайнером первого дня группа «Другое дело» сделала ставку на «энергичные» хиты вроде «Гепарда» и «Один на один». Впрочем, слушатели одинаково хорошо принимают и пространные прозрачные экспериментальности, и арт-роковую «жесть», поэтому за реакцию публики музыканты наверняка не беспокоились. Знали, что их в любом случае будут рады видеть и, главное, слышать. Так и получилось.

Жирная точка

Второй фестивальный день открыл «Абстрактор» – еще один проект с участием лидера групп «ЦЁй» и «Другое дело» Ярослава Борисова, а также барабанщика тех же коллективов Александра Битюцких. «Абстрактор» – это такой не очень стандартный фолк, как будто бы аутентичный, но – созданный здесь и сейчас. Весьма необычный и крайне приятный. Судя по возгласам в разных частях зала, так решили, кажется, все, кто был в тот вечер в «Петровском».

Дерзкие и агрессивные Easy Riders спровоцировали такое «мясо», что слэмом в их случае дело не ограничилось. Народ прыгал в условный зрительный зал прямо со сцены – в лучших традициях наиболее знаковых панк- и гэридж-коллективов прошлого века.
Выступления The Sheepray и новой группы без названия (когда-то они назывались Surfer Rose, но потом распались и собрались заново в обновленном составе, не успев даже придумать имя), скажу, положа руку на сердце, особого впечатления не произвело – добротно, но не более того. Или это только мне их музыка не слишком-то «зашла»?

В завершение фестиваля выступила гурппа «ЦЁй» – нежно любимая многими воронежскими меломанами команда. Неудивительно: танцевальные ритмы, необычные гармонии, классные авангардные русскоязычные тексты сделали свое дело. Плюс – масса будто бы из ниоткуда взявшихся «фирменных» черт, благодаря которым во вторичности «ЦЁй» упрекнуть уж точно не получится. Пожалуй, такой и должна была стать «жирная точка» столь представительного местного рок-фестиваля. По слухам – далеко не последнего мощного события под эгидой «Таких». Хочется верить, что все только начинается.