Газета,
которая объединяет

«Остро ощущаю несправедливость времени»

Худрук театрального центра «Никитинский» Борис Алексеев рассказал, почему Островский звучит так современно
Рубрика: Культура№63 (2138) от
Автор: Ирина Китова

Август в Воронеже не богат на события. Ценители высокого искусства еще не вернулись с дач, а служители муз – с каникул. Но этот год неожиданно стал исключением – второй сезон в минувшую субботу смело открыл театральный центр «Никитинский». С аншлагом. Хит прошлого года, спектакль по повести Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других», вновь имел успех.

О том, что еще интересного приготовили для публики артисты и что привнес новый проект в культурную жизнь города, корреспонденту «Берега» рассказал худрук негосударственного театрального центра «Никитинский» Борис Алексеев.
Зачем менеджеру театр?

– В Воронеже нет дефицита в театрах – напротив, у нас полный комплект «храмов искусства». Чем выделяется на этом фоне «Никитинский»?

– Я не думаю о том, чтобы от кого-то отличаться. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать что-то очень хорошее для нас всех. Мне важно вызвать яркие эмоции у зрителя, чтобы люди выходили из зала с новыми впечатлениями, мыслями, получали новый опыт, засомневались или, наоборот, успокоились, удостоверившись в том, что совершают правильные поступки. Моя цель – повлиять на зрителя, а не искать конкурентов. Дефицита в театрах у нас, может быть, и нет, но и театральных работников не так много. Человек триста-четыреста на миллионный город…

– Так и зрителей мало, согласитесь. Воронежцы порой даже не знают о существовании театров в городе.

– И это проблема! На сегодня статистика посещаемости – печальна. Одна из наших задач – привлечь людей в театр. Для этого делаются спецпроекты, акции, спектакли разных жанров, интересные разной аудитории. Мы постоянно пытаемся найти общий язык со всеми. И тенденция начала меняться. Все больше людей начинают ходить в театр. Это важно, потому что именно культура меняет лицо города. Недавно я услышал такую информацию: в Воронеже снизилось число преступлений на 40%. Я это связываю в том числе и с развитием культуры. Вот и мы ради этих перемен существуем. Поэтому и не думаем над тем, чтобы от кого-то отличаться.

– У «Никитинского» был проект: театральные мастерские для людей, не связанных с театром. В чем польза такого опыта для человека, работающего, например, менеджером?

– Для него это полезнее всего. Всем нам поступали звонки из банка. Это возможно слушать? Нет. Потому что сотрудники банков говорят, как роботы. А должны говорить, как приятные, обаятельные люди. Актерский опыт нужен почти каждому, просто не все это понимают. Посмотрите на походку людей на улице – все станет ясно. Центр тяжести у человека должен быть в груди, а он непонятно где, руки висят как плети или, наоборот, зажаты, речь скомкана. Как с таким центром тяжести можно совершать активные действия? Как повлиять на аудиторию с такой невнятной речью? Если человек хочет чего-то добиться – ему нужно уметь держать свою речь и тело в тонусе, центр тяжести перенести на грудь, уметь связывать слова в предложения. Этому всему учат в актерских мастерских.

– Каким будет предстоящий сезон?

– Мы начали сезон ярко – хитами «Подходцев и двое других» и «Театр А. Вертинского».

Позже на нашей сцене зрители увидят спектакли «Адам и Ева» и «Поминальная молитва» – их сделали выпускники академии искусств разных лет. У «Никитинского» появился резидент – театр Magic land. Он представит детский спектакль о выборе профессии «Кем я стану, когда вырасту». Ну а первой премьерой сезона будет «Большая советская энциклопедия» по пьесе Николая Коляды. Ориентировочно на вторую половину ноября запланирована новая редакция спектакля «Белое на черном».

Также мы продолжим Рождественские чтения – будем 7 января читать сказки. Бесплатно. Устроим концерт 9 мая и детский праздник 1 июня. Мне очень нравится традиция красиво закрывать сезон. В прошлый раз закрытие было просто шикарное – столики, угощения, вино, концертная программа и тематика рок-н-ролла. Обязательно продолжим эту традицию.

Как Вертинский шокировал детей

– Вы начали собирать средства способом краудфандинга на спектакли. Многие это делают скрепя сердце. А вы как к такому относитесь?

– Можно сказать, что мы и раньше обращались к этому методу. Многие вещи, предметы в театре нам принесли горожане. Оформление для нашего нового спектакля «Большая советская энциклопедия» – советские ковры – нам принесли зрители. В нашем случае краудфандинг – нормальный инструмент: мы же негосударственный театр и не имеем постоянного финансирования. Сбором средств пользуется даже группа «Би-2». Сработает ли это у нас – не знаю. Но спектакли все равно выйдут.

– Почти весь репертуар «Никитинского» отражает нашу жизнь, вы раскрываете много остросоциальных тем. Для чего это сделано?

– Я очень остро ощущаю несправедливость современности, чувствую, что происходит в нашей жизни не так. Мы осознанно перенесли пьесу Островского в наши дни. Мы поняли: если нарядимся в кринолин и фраки – это будет картинка из прошлого. А когда все то же самое происходит с людьми в костюмах и коротких юбках, понимаешь, что за 200 лет ничего не изменилось. Когда девушка модельной внешности говорит своей падчерице: «Я тебе язык ниже пяток пришью» – звучит страшно и действует больнее.

– А как же «Театр А. Вертинского», поставленный по его биографии и песням? Чем он может быть интересен молодой и детской аудитории?

– Это такая же классика, как и Шекспир. Вертинский – это целая эпоха и совершенно уникальное творческое наследие. Это та эпоха, которая до сих пор влияет на нас и о которой мы до сих пор спорим. Мы не зря поставили ограничение по возрасту всего 12+. Так сделано для того, чтобы на «Театр А. Вертинского» могли приходить старшие школьники. Сейчас дети посещают этот спектакль – и сидят с открытыми ртами, потом приходят за кулисы – благодарят. Говорят, что мы открыли им новый мир. Очень интересно наблюдать, как молодые люди «обалдевают». Представьте, выходит мужик во фраке с бабочкой и начинает говорить. Это вроде бы понятный русский разговорный язык. Но он в тысячу раз красивее того языка, на котором говорим мы. Звучит живая музыка. У детей после этого спектакля просто «разрывается мозг»! А кроме красивой речи в спектакле можно найти все те гуманистические идеалы, которые, на мой взгляд, будут важны вечно.

– Что это за идеалы?

– Об этом есть целый спектакль. Я всегда говорю: если хотите знать, кто такой Борис Алексеев и что такое театральный центр «Никитинский» – смотрите спектакль «Anthropogen. Modernity».