Газета,
которая объединяет

У самого Черного моря

Как воронежский журналист гулял по улицам Евпатории
Рубрика: Социум№79 (2154) от

Есть небольшие городки, сохранившие свою первозданную прелесть, несмотря на стремительное и бездушное наступление цивилизации. Со своим ни с чем не сравнимым очарованием и непередаваемой аурой. Именно таким маленьким городком с большой, 2500-летней историей, является Евпатория. Город назван так в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора и расположен на окраине Крымского полуострова, на песчаных пляжах которого предпочитают проводить свой отпуск родители с малолетними детьми.

«Из князей в грязи»

Пляжи здесь действительно неплохие, кроме того, можно уехать из города в его окрестности, где есть не только желтый песочек, но и озера с целительной лечебной грязью. В свое время озера эти, и в первую очередь Мойнакское, что в переводе с тюркского означает «звездное», принимали в свое лоно тела даже царственных особ, не говоря уже о наших людях, полюбивших эти места в советские годы.
Со временем, правда, хозяйственная или, точнее сказать, бесхозяйственная деятельность человека, наступление городских кварталов привели к тому, что озера потеряли значительную часть своих целебных свойств. Но и сейчас многие туристы приезжают сюда, чтобы намазаться лечебной грязью, и добираются порой до центра озера, благо глубина его, как правило, не превышает одного метра.

Попал в эту группу и я. Увы, достать грязь даже с метровой глубины оказалось делом весьма непростым. Насыщенная солями вода выталкивает тело на поверхность быстрее, чем удается зачерпнуть со дна хотя бы горсть донного грунта – да и тот на поверку может оказаться илом. Моя попытка попасть «из князей в грязи» успехом не увенчалась.

Пройдусь по Караимской я…

Говорят, что заблудиться в Евпатории приезжему человеку очень легко. И я подтверждаю это, поскольку не раз блуждал по лишенным какой-либо планировки кварталам. Поэтому лучше всего держаться главной улицы старого города, названной так в честь испокон веков проживавшей здесь народности караимов.

Вообще караимы – в переводе с тюркского «читающие» – весьма интересная, хотя и малочисленная этническая группа, проживающая ныне в Крыму, Литве, Польше и Западной Украине. Они исповедуют иудаизм, но при этом не считают себя евреями. Караимы признают Тору, но отвергают ее позднейшее толкование – Талмуд. Возможно, именно это помогло им избежать массовых репрессий в период оккупации полуострова фашистами, которые не церемонились с представителями ортодоксального иудаизма.

Поэтому будет совершенно неправ тот, кто, будучи в Евпатории, не посетит караимское кафе «Караман» с удивительно вкусными пирожками и чебуреками. В отличие от прочих аналогичных заведений, сюда можно прийти со своим вином, и вам не только не нахамят и не выпроводят на улицу, а помогут открыть бутылку и даже подадут для напитка фужеры.

Неплохо подзакусить можно и в еврейском кафе «Йоськин кот», находящемся на территории синагоги рядом с миниатюрным аналогом Стены Плача. Местные экскурсоводы уверяют, что записки с пожеланиями, воткнутыми в нее, регулярно отправляются в Израиль. Но судя по тому, что все щели стены забиты так, что пристраивать их уже практически некуда, самолет за записками с Земли обетованной давно не прилетал.

Толерантность людей различных вероисповеданий в Евпатории вообще поражает. Буквально на пятачке в каких-нибудь двести квадратных метров расположились православный собор, еврейская синагога и мусульманская мечеть, в которых без всякого притеснения справляют религиозные обряды люди различных конфессий.

Но так было далеко не всегда. В свое время имелось немало желающих пограбить этот благословенный край и даже разорить город, который при греках носил название Керкинитида, а при крымских татарах и турках – Кезлев. Особенно преуспели в этом запорожские казаки, каждый поход которых через Евпаторию «в турки и греки» сопровождался тотальной зачисткой местного населения от нажитого имущества.

Сегодня все не так. Сегодня все в Евпатории дышит миролюбием.

Не знаю, случайно это или нет, но даже бывший монастырь странствующих мусульманских монахов – Текие дервишей, что в переводе с персидского означает «обитель нищих», находится на улице Интернациональной.

Построен этот любопытный архитектурный комплекс был еще в XV-XVI веках нашей эры и представляет собой шестигранник с купольной крышей высотой 20 метров, к которому примыкают 19 келий, где останавливались на отдых проповедавшие ислам мудрецы-дервиши.
Ну а для заядлых кофеманов и сладкоежек будет нелишним посетить находящуюся неподалеку двухэтажную кофейню, построенную еще в XIX веке и отреставрированную в наши дни. Только здесь можно найти настоящие кофе, чай и восточные сладости, от которых бывает нелегко оторваться.

Былое и память

Приятной будет и прогулка по евпаторийской набережной, если, конечно, по дороге к ней вы не сломаете о камни каблуки. А попасть туда важно, особенно если вы – почитатели рахат-лукума, предлагаемого здесь на каждом шагу, или творчества Владимира Высоцкого, мемориальная доска которому висит на доме с высоким забором: там артист жил в период съемок фильма «Плохой хороший человек».

Но есть в Евпатории место, которое дорого каждому россиянину. Это мемориал «Красная горка», воздвигнутый в честь легендарного десанта из семисот человек, высадившегося в городе и почти в полном составе погибшего в январе сорок второго года, а также в память о двенадцати с лишним тысячах гражданских лиц, расстрелянных здесь фашистами после гибели моряков. У монументов всегда лежат живые цветы.

Виталий МУХИН