Газета,
которая объединяет

К чему формальности?

Новый регламент ГИБДД уточнил права и обязанности полицейских и водителей
Рубрика: Социум№80 (2155) от 27 / 10 / 2017
Автор: Александр Нечаев

На прошлой неделе в России начал действовать новый административный регламент ГИБДД. Формально этот документ – для сотрудников полиции, но и водителям знать его положения не менее важно, чем полицейским.

Скажем сразу: революции не случилось, но, как обычно, все дело в деталях, которые могут либо выручить, либо подставить автомобилистов в определенных ситуациях. Что-бы знать свои права и обязанности на дороге, хорошо бы в этих нюансах разбираться.

Сегодня «Берег» подробно рассказывает о новшествах.

Справок больше нет

Сотрудники ГИБДД теперь имеют право остановить автомобиль для проверки документов в любом месте. Раньше они могли это делать только на стационарных постах, но на практике все равно останавливали где придется, прикрываясь рейдами, проверками, а иногда и ничем не прикрываясь. Так что новый регламент лишь узаконил сложившуюся практику. Ничего плохого в этом нет: если документы в порядке, то водителю переживать не из-за чего, хотя формально это, конечно, изменение в пользу ГИБДД – раньше любители «воспитывать» гаишников или покачать права могли заартачиться и заявить, что проверка документов не может быть причиной остановки. Теперь этот номер не пройдет.

Подобным образом выглядит и ситуация со справками о ДТП. В ГИБДД их официально отменили. В полиции считают, что страховщику достаточно предъявить копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении, которые водитель получает на руки после аварии. Вся необходимая информация там есть. Справки в последнее время и так выдавали нечасто, а по протоколу или постановлению без проблем выплачивали страховку.

Возможно, некоторые трудности могут возникнуть, если ДТП спорное: решение о виновнике может затянуться, а документы в страховую нужно подать в ограниченный срок. Но страховые компании публично отмене справок не воспротивились, значит, уже готов порядок действий в таких ситуациях. Наверняка он скоро будет обнародован.

Самым очевидным из пунктов, узаконивающих реальную практику работы ГИБДД, стало разрешение прятаться в кустах и устраивать «засады». Конечно, в документе прямым текстом об этом не написано: там сказано, что если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью... От этого «новшества» тоже реально ничего не изменится – как прятались, так и будут прятаться.

Не даром с радаром

Реально важное изменение регламента почему-то осталось в тени. О нем мало пишут в СМИ и его мало обсуждают в курилках, но с 20 октября за временными знаками дорожного движения разрешили устанавливать камеры автоматической фиксации скорости.

В эпоху ручных радаров временные знаки были непреходящей головной болью водителей и чуть ли не главным источником доходов коррумпированных сотрудников ГИБДД. Когда ручной труд контроля скорости стали заменять на автоматизированный, устанавливать камеры в зоне действия «желтых» знаков запретили. Однако теперь такого запрета нет.

У временных знаков есть две принципиальные проблемы. Во-первых, их устанавливают дорожники, которые не всегда заморачиваются требованиями ПДД и ГОСТов. Такие знаки очень часто висят слишком низко или слишком высоко, закрыты другими объектами, не дублируются и так далее. Не заметить такой знак и стать нарушителем поневоле у водителя гораздо больше шансов, чем в случае с обычными знаками, правильность установки которых контролируется четче. Кроме того, ограничительные знаки дорожники ставят по максимуму, а про их отмену нередко забывают. Работы могут вестись только на маленьком участке, зато водителям приходится плестись 40 км/ч до следующего перекрестка.

Во-вторых, временные знаки часто после окончания работ забывают снять. Это прямо бич дорожный – ремонт уже давно закончен, а ограничения все действуют. Чем особенно любят пользоваться сотрудники полиции. Несмотря на все это, сейчас на таких участках разрешили ставить камеры. Теперь водителям придется уделять повышенное внимание не только реальной безопасности на дороге, но и временным знакам и зонам их действия.

Улыбнитесь, вас снимают

На фоне этого остальные новинки кажутся мелочью. Официально запретили как-то закреплять или фиксировать документы при передаче инспектору. Свидетельство о регистрации, страховку, права и прочие бумаги водитель обязан предоставить без обложек и различных «удерживающих устройств».

Некоторые уточнения предусмотрены в вопросе видео­съемки общения сотрудника ГИБДД и водителя. О том, что водителя снимают на камеру, гаишники теперь должны предупреждать. Причем теперь съемку сотрудник ГИБДД может вести где угодно и чем угодно (вплоть до личного телефона). Имевшееся в прежней редакции указание инспекторам не препятствовать использованию видеокамер и диктофонов самими водителями исчезло, правда, это не запрещает автомобилистам записывать общение с инспекторами ГИБДД, просто увеличивает количество ситуаций, когда инспектор может запретить съемку. Однако «всего списка» таких ситуаций найти не удалось.
Теперь сотрудники ГИБДД обязаны доставить водителя к его автомобилю, если подозрение на опьянение не подтвердилось. Раньше как было: если на медосвидетельствовании алкоголя у водителя в крови не нашли, то гаишники обычно разворачивались и уезжали. Теперь прописано, что сотрудники полиции должны привезти водителя обратно.

Кроме того, введен срок хранения информации по правонарушениям. Данные о нарушениях водителей должны удаляться из автоматизированных баз данных не позднее трех суток после прекращения производства по делу либо через год после окончания исполнения постановления. Сейчас эта информация хранится «вечно» и в судах частенько является причиной более тяжелого вердикта. Хорошо ли это с точки зрения порядка на дорогах – еще вопрос, но для водителей небольшое послабление.