Газета,
которая объединяет

Его картинки из нашей жизни

Послесловие к сборнику Александра Шушенькова «Ничуть не изменился белый свет»
Рубрика: Культура№83 (2158) от

В предисловии к своему сборнику стихов «Ничуть не изменился белый свет» Александр Шушеньков так сформулировал свое творческое кредо: «Стишки мои – не тайные мысли, а лишь поэтическое отображение картинок жизни».

Одно из основных отличий данного сборника – его противопоставление канонической поэзии: официальной, заидеологизированной советской и «форматной» российской. Противопоставление тематическое, идейное и художественное.

Его стихи корнями уходят в народное творчество – с простыми и ясными образами, разговорным живым языком, порой жаргонным, на грани дозволенного. В них – и иронично-негативное отношение к власть имущим, представителям церкви, и юмористически-философское осмысление происходящего, и многое другое. Чего в них точно нет – выпендрежного эпатажа. Главным достоинством его «стихострочек» является правда. Не высосанные из пальца чувства или плоды эфемерного воображения и размышления, а боль и сопереживание жизни, текущей вокруг и сквозь нас. И как бы ни была такая правда «гармонично груба и неприлично проста», лишь она выдерживает проверку временем. Лишь такая правда познавательна, эмоциональна и остросоциальна.

Зная Александра не одно десятилетие, наблюдая за трансформацией его личности от инженера-сантехника до «инженера человеческих душ» – всегда удивляюсь многогранности и своеобразию его таланта. Он как будто всей своей жизнью следовал заветам Конфуция: «У человека нет более высокого призвания, чем воистину осознать себя человеком и стать творцом культуры – единственной реальности, которая целиком и полностью созидается людьми».

Им написаны три сатирических романа, три пьесы, несколько пародий на произведения о Джеймсе Бонде, Шерлоке Холмсе, продолжение к бессмертной (по его мнению) поэме «Лука Мудищев», масса фельетонов, рассказов, в том числе три фантастических: «Проклятие Кафки», «Анонимус против Апофиса» и «Взорванное будущее». В 2016 г. выпустил как редактор и автор совместно с Евгением Грефенштейном сборник «Воронежские немцы: 250 лет в России».

Помимо стихов и прозы Александр рисует маслом. Его карикатуры, которые «сами лезут с пальцев на бумагу», публиковались в «Российской газете», «Комсомольской правде», «Советском спорте», сборнике «Марафон-1988», независимых союзных газетах и воронежских изданиях. Вместе с его краткими биографическими данными они размещены в интернетовской большой энциклопедии карикатуры.

Там же, в Интернете есть ролики, где он на собственную музыку и слова исполняет под гитару песни, посвященные Владимиру Высоцкому, Воронежу и воронежским девицам.

Многообразны и увлечения Александра. Любит и знает мировую классику, с удовольствием читает мемуары выдающихся людей, размышления философов. Много путешествует – исколесил Европу от Норвегии до Рима. Обожает клеить модели самолетов, танков, кораблей, играть в настольный теннис, кататься на велосипеде.

Одним словом, в творчестве и увлечениях Александра Шушенькова я всегда видел человека многогранного, талантливого и своеобразного. А его «нордический характер» (предки из поволжских немцев) отличает скромность и немногословность. Все личные качества поэта нашли отражение в предисловии к сборнику, а главное – в его содержании, авторском художественном оформлении. Эти строчки рождали чувства и мысли, которые ранее подспудно зрели во мне, волновали, тревожили. Творчество Александра Шушенькова – это проникнутое чувством, мыслью, наитием отражение нашей действительности.

Не буду навязывать читателю свое мнение, подкрепляя литературоведческие изыскания цитатами из книги. Тем более что автор в предисловии к книге дал развернутую оценку своему творчеству, все разложил по полочкам. Но – и в этом я точно уверен! – каждый прочитавший ее найдет что-то свое узнаваемое и пережитое, востребованное разумом и сердцем.

Анатолий ХАБАРОВ