Газета,
которая объединяет

На зов Родины-матери

Как соотечественники из Казахстана обживают Воронеж
Рубрика: Социум№83 (2158) от
Автор: Ольга Бренер

Русские возвращаются в Россию. Те, кто воспитаны в русской культуре, но волею судьбы были заброшены на окраины бывшей советской родины. Их бабушки и дедушки уезжали туда строить дома и заводы, поднимать целину. Теперь благодаря государственной программе по содействию добровольному переселению соотечественников Россия принимает хорошо образованных людей, крепких профессионалов. А также – их детей, обеспечивая себе достойный выход из демографической ямы.

Но Родина-мать – хоть и зовет – на деле оказалась не слишком гостеприимна. Корреспондент «Берега» побывал в семьях добровольных переселенцев из Казахстана, которые выбрали местом репатриации Воронеж.

Застрелиться

– Нам предложили застрелиться. Это первое, что я услышала, когда ступила на воронежскую землю. Я пришла в офис «Мои документы», все объяснила: приехала по госпрограмме добровольного переселения с мужем и тремя детьми, но принимающей стороны в России у нас нет – и что нам делать? Вот сотрудница и посоветовала «застрелиться», – рассказывает Алина Дорохова. Шутка такая.

В Караганде Дороховы продали все имущество и купили квартиру в Воронеже. Но поставить на миграционный учет в новом жилье своих детей не смогли. Оказалось, что иностранные дети не могут быть зарегистрированы у иностранных родителей, если сами не являются собственниками купленного жилья. Так, до получения гражданства РФ Дороховы начали искать для детей другой «порт приписки».

Пришлось снять еще одну квартиру и идти на все условия хозяев по оплате. Срок получения промежуточного статуса – «Разрешение на временное проживание» (РВП) – у членов этой семьи подойдет к 4 декабря. Не окажется вдруг у кого-то к этому времени регистрации – значит, не будет и РВП. И, значит, грозит депортация из России. Только куда?

На расходы по переселению в Россию Дороховы уже потратили почти все, что заработали за долгие годы. Только на отправку контейнера в Воронеж из Караганды – около 60 тыс. руб. На переезд в целом, включая оформление документов – больше 200 тысяч.

– Мы люди небогатые, но довольно сильные. И приехали в Россию жить и работать, а не клянчить у государства. Но уже три месяца не можем найти работу, потому что все еще нет гражданства. А мимо гражданства можем «пролететь», если вдруг не хватит денег на регистрацию детей по чужим квартирам. Получился замкнутый круг, – поясняет Алина.

Самые новые русские

Молодой семье Филиппа Клюжина повезло больше. Он, его жена Дарья Полтаранина и двое маленьких детей уже получили российское гражданство. В Алма-Ате Филипп был одним из ведущих программистов, хорошо зарабатывал и мог уехать в любую точку мира. Но выбрал Россию.

– Да, русским людям освоиться на русской земле очень непросто. Только на сбор документов в Казахстане для подачи в консульство РФ уходит около 35 тыс. руб. И у семьи должна быть очень сильная мотивация на такой шаг. Эта мотивация – не материальная. Мы с женой хотим, чтобы наши дети воспитывались в русской культуре, – говорит Филипп.

– В Казахстане сейчас все встревожены: что будет в стране после ухода Назарбаева? Уже пошел слух, что квартиры у русских покупать не надо – сами все бросят и уедут. В детских садах не разрешается петь песни на русском языке – только на казахском и английском. Казахстан переходит на латиницу. На работе в госорганах уже давно нет ни одного русского. Многих из наших вызывают в полицию, если они начали что-то критиковать в соцсетях. И вот то счастье, когда ты вдруг погружаешься в среду, где все говорят на твоем русском языке, все отмечают твои любимые с детства праздники – это можно понять, только родившись и пожив в другой стране, – говорит Дарья.

Казахстан–Россия, нестыковки

Госпрограмма добровольного переселения гарантирует соотечественникам ускоренное получение российского гражданства, компенсацию затрат при переезде. Эта компенсация переселенцам положена, но выплачивается российской стороной строго по паспорту гражданина Казахстана. При этом в консульстве республики установлены жесткие сроки сдачи своих паспортов – через 30 дней после получения гражданства РФ. Очередь в ГУ МВД на получение компенсации сейчас составляет более 3 тыс. человек. Это значит, что люди, скорей всего, ее дождутся, уже став россиянами и давно сдав свои казахские паспорта. В Воронеже сейчас такую компенсацию получает только каждый второй переселенец.

Все эти правовые нестыковки обсуждались губернатором Алексеем Гордеевым с заместителем председателя исполкома Международного общественного движения «Форум переселенческих организаций» Галиной Рогозиной.

– Воронеж – наиболее популярный регион у переселенцев, он лидирует по реализации программы переселения, и вопросов накопилось немало. Например, проблема с постановкой на регистрационный учет детей переселенцев длится уже десять лет, – комментирует Галина Рогозина.

Еще выяснилось, что до получения статуса РВП у ребенка нет права на оказание медицинской помощи, не считая «скорой». Даже трудовым мигрантам без РВП страховые компании уже начали продавать полисы ДМС. Но, в отличие от взрослых, дети до 18 лет ни полис ДМС, ни тем более бесплатный ОМС получить не могут.

Нестраховой случай

У Татьяны и Андрея Самойленко из Астаны трое детей, которые тоже не имеют права на регистрацию в купленной воронежской квартире. А без регистрации – не могут получить РВП. У старшего сына-инвалида – сложное системное заболевание крови. Но оформление инвалидности в России из-за отсутствия РВП ему пока заблокировано. Хорошо, Татьяна сама по профессии ученый-физиолог и знает, как поддерживать состояние ребенка стабильным, пусть даже за счет значительных трат из семейного бюджета. А вот в школе дело дошло до абсурда: из-за отсутствия подтверждающих документов мальчика не могут освободить от физкультуры.

– Я обратилась к уполномоченному по правам ребенка в регионе Ирине Поповой. Попросила оказать содействие в приобретении медицинского полиса. Прошло три месяца, но никакого ответа мы до сих пор не получили, – говорит Татьяна Самойленко.
– Но это не особый случай Татьяны, а очень типичная ситуация нарушения прав ребенка-переселенца. В моей практике было много случаев, когда дети с тяжелыми хроническими заболеваниями до статуса РВП и гражданства оставались без лечения. В больницах требуют полис. В садик и школу без него тоже чаще всего не принимают, – комментирует Галина Рогозина…

P.S. Когда текст готовился к печати, стало известно, что все члены семьи Самойленко получили гражданство РФ – волевым решением сотрудников ГУ МВД, с учетом состояния здоровья сына. Теперь наконец он сможет получать бесплатную медицинскую помощь. А вот ответа от детского омбудсмена региона его мама Татьяна Самойленко так пока и не дождалась.