Газета,
которая объединяет

На проезд билета нет

Рубрика: Экономика№83 (2158) от
Автор: Наталия Осадчая

Не позднее 16 ноября продажи билетов в плацкартные и общие вагоны на январь 2018 года должны быть возобновлены, говорится в совместном заявлении Федеральной антимонопольной службы, ОАО «Российские железные дороги» и Минтранса от 4 ноября. Впрочем, оператор единого бесплатного номера касс РЖД посоветовал корреспонденту «Берега» обратиться за билетом не раньше 17-го.

«С 3 ноября 2017 года закрыта продажа проездных документов на плацкартные и общие вагоны в поездах формирования АО «ФПК», следующих во внутригосударственном сообщении, начиная с даты отправления с начальных пунктов 1 января 2018 года», – официально сообщили в начале месяца РЖД. Огpaнuчeнuя пpoдaжи бuлeтoв не коснулись только скоростных поездов, включая «Сапсаны».

Поясним, что перевозки пассажиров в поездах дальнего следования осуществляет «дочка» РЖД – АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). Тариф на плацкарты и общие вагоны для нее определяет ФАС. Тарифы на перевозки в СВ, купе и люксах устанавливает ФПК также по согласованию с ФАС.

Проблема с продажей билетов возникла из-за предложения антимонопольщиков, которое прозвучало 31 октября: снизить цену билетов в озвученных вагонах на 10% – вместо ежегодного повышения стоимости проезда в связи с инфляцией. Прогноз по инфляции на 2018 год составляет 3,9%. В результате получается, что при покупке билета за 60 суток пассажиры отдали большую сумму, чем она должна была быть по требованию ФАС. По этой причине продажи и были остановлены. Отмечается, что если после принятия решения о стоимости билетов купленные будут отличаться от прежних, то пассажирам компенсируют разницу в цене или предложат возвратить билеты без штрафных санкций.

Стоимость билетов ФАС предлагала снизить, ориентируясь на пассажирские авиаперевозки, где цены упали в этом году именно на 10%. В ФАС посчитали, что Федеральной пассажирской компании следует обновить подвижной состав и снизить цены на билеты для пассажиров – «только тогда по пассажирским перевозкам можно будет выйти в плюс». В качестве источника для оптимизации регулятор видит непрофильные доходы и снижение расходов.

В Минтрансе, однако, было озвучено другое мнение. По словам главы министерства Максима Соколова, о снижении стоимости билетов можно говорить в том случае, если будет найден механизм, который позволит компании не уйти в убыток. Но модель перекрестного субсидирования, когда прибыль от грузовых перево­зок направлялась на закрытие убытков, полученных при перевозке пассажиров, правительство уже не использует.

В РЖД заверяют, что в целом ведомство не собирается отказываться от плацкартных и общих вагонов. Хотя раньше руководство неоднократно высказывало идею об исключении их из подвижного состава. Бывший президент РЖД Владимир Якунин называл эти вагоны «анахронизмом». А Максим Соколов в августе этого года отмечал, что специалисты продолжают обсуждать вопрос о необходимости курсирования в РФ плацкартных вагонов.

«Берег» проследит, как дальше будет развиваться «плацкартная история».