Газета,
которая объединяет

«В чиновный стол огрехи не спрячешь»

Первый мэр Воронежа Виктор Атласов отметил свое 80-летие
Рубрика: Судьбы№89 (2164) от

В пять лет Виктор увидел лицо войны, которая подступила к их дому на станции Россошь. Отец, уцелевший на фронте, в 49 лет трагически погиб на железной дороге. Старший брат Леонид с пятого класса пошел слесарить в депо, потом пересел на паровоз: сначала кочегаром, потом помощником машиниста.

Работа была не из легких: продуваемые всеми ветрами, промороженные железнодорожные перегоны, ненасытная паровозная топка требовала от бригады много сил и нервов – и сдал организм Леонида, совсем молодым он ушел из жизни. Стал работать и средний брат, Юрий, а младший Виктор поступил в Россошанский мясо-молочный техникум.

Поворот судьбы

– Но железная дорога всегда тянула к себе: жил-то рядом, да и в родне были в основном железнодорожники, – вспоминает Виктор Григорьевич. – Поначалу работал весовщиком, оператором по станции Россошь. Поступил в Харьковский железнодорожный институт, после окончания вернулся домой.

Карьера пошла быстро. Поездной диспетчер в Лисках, заместитель начальника этой крупнейшей на сети дорог станции, работа в службе движения, заместитель, а потом начальник Воронежского отделения дороги.

Так бы и двигаться кандидату технических наук Виктору Атласову по накатанной стальной колее, но партия распорядилась по-своему – в 1980 году он был утвержден заведующим отделом транспорта и связи Воронежского обкома КПСС. Спустя семь лет возглавил Воронежский горисполком. И, в общем, ничего не имел против такого поворота судьбы:

– Непростая, но интересная работа. Должность мэра всегда на виду, в стол огрехи свои не спрячешь.

Рост требований и престижа

Самыми тяжелыми, по его признанию, были часы приема граждан по личным вопросам. И далеко не все их можно было решить в одночасье, особенно если речь шла о жилье.

Как-то обратился к нему воронежец Валерий Чеботарев. После войны он вместе с отцом-фронтовиком, майором танковых войск, жил на Дальнем Востоке рядом с лагерем японских военнопленных. Однажды по зиме гулявший в одиночестве около дома пятилетний Валерка чего-то испугался, выбежал на лед протекавшей мимо бурной речушки и провалился в воду. Спас его японец, как выяснилось, несостоявшийся летчик-камикадзе, которому и было-то чуть за двадцать. Нисикава Эйикити уже готовился сесть в загруженный взрывчаткой самолет и улететь в безвозвратность. Тут курьер доставил на аэродром срочную депешу о капитуляции Японии…

Вчерашний смертник подружился с «маленьким майором», долго по возвращении домой искал Чеботаревых, наконец нашел и пригласил в Японию в гости. Вот за содействием в этой поездке Валерий и пришел к мэру Воронежа.
– Поможем, конечно, – пообещал Атласов. – Приглашайте и его к нам в гости. Встретим по-русски.

Нисикава Эйикити принял предложение и посетил Воронеж, познакомился с мэром. А поскольку Нисикава-сан оказался к тому же крупным бизнесменом, то приехал в гости не с пустыми руками: подарил Воронежу два автомобиля скорой помощи, попросив лишь сделать на их борту надпись «Наташа» – в честь женщин семьи Чеботаревых. Некоторые воронежцы еще помнят эти неотложки, наверняка спасшие жизнь не одному нашему земляку.

А поднимавшаяся митинговая волна требовала прекращения строительства под Воронежем атомной станции теплоснабжения: мол, батареи в квартирах радиацию излучать будут!

– С ВАСТ мы бы сейчас проблем с бытовым отоплением не знали, и было бы оно более дешевым, причем значительно, – говорит Атласов. – Но тогда часто политические и идеологические амбиции взяли верх над здравым смыслом.

Возвращение на дорогу

В 1991 году председатель Воронежского горисполкома, а потом и первый председатель горсовета (на полтора месяца растянулась тогда сессия по избранию на этот пост) вернулся на Юго-Восточную железную дорогу и еще целых семь лет был ее начальником.

– Путевое хозяйство – гарантия безопасности движения поездов, – рассказал Виктор Атласов. – Мы отказались от укладки в насыпь известняка и перешли на павловский гранит. Не хватало деревянных шпал, а производивший железобетонные лискинский кооператив «Струна» лопнул. Мы выкупили его, наладили производство – и выпустили первые 40 тысяч штук шпал.

Зная из опыта работы мэром о потребности воронежцев в жилье, он поставил перед собой задачу строить в городе по два-три жилых дома в год. В целом же дорога для своих работников в год строила более ста тысяч квадратных метров жилья. На сети российских дорог не было лучшего результата.

Среди самых памятных дел можно еще назвать новые пассажирские вокзалы в Липецке и Лисках, дорожный вычислительный центр и строительство хирургического корпуса дорожной больницы. Но поистине уникальным был опыт развития сельских подсобных хозяйств. Под крылом Юго-Восточной спаслись от разорения более 30 колхозов и совхозов. Поставки натуральных, экологически чистых продуктов питания – мяса, колбас, сыров, сливочного и подсолнечного масла – шли в рабочие столовые, детские сады и больницы из Калачеевского района. Здесь целая дюжина сельхозпредприятий значились железнодорожными.

Да, с тех пор многое изменилось. Ни ВАСТ, ни подсобные хозяйства уже не вернуть. Но опыт, огромный опыт работы остался, и Виктор Атласов щедро делится им с молодыми коллегами.

Виктор ТАЛОВСКИЙ,
специально для «Берега»