Газета,
которая объединяет

Воронежский доктор Фауст

Врач Сергей Воронов мог быть прототипом профессора Преображенского
Рубрика: Социум№7 (2179) от
Автор: Наталия Осадчая

Воронежцы своей жизнью и поступками нередко вдохновляли писателей на создание произведений, которые пережили и своих авторов, и прототипов главных героев. «Берег» уже писал об Иване Коровине, не вернувшемся из «полета на Луну» в 1917 году, но навечно оставшемся на страницах романа Алексея Толстого «Аэлита». Однако воронежская земля породила не только безумного воздухоплавателя, но и фантастического доктора.

Нет пророка в своем отечестве

Речь идет о прототипе профессора Преображенского – уникального врача, рожденного гением Михаила Булгакова в повести «Собачье сердце» (1925) и воплощенного на экране Евгением Евстигнеевым в одноименном фильме Владимира Бортко (1988).

Да, человек, с которого был написан Преображенский, – наш российский доктор Фауст, и родился он в Воронеже. По крайней мере, так начинается большинство жизнеописаний Сергея (Самуила) Абрамовича Воронова. А если уж быть более точными, родился он в 1866 году в селе Шехмань Тамбовской губернии, но семья его проживала там временно, пока его отец – житель Воронежа – занимался в Липецком уезде винокурением.

Будучи по национальности евреем, Воронов не имел права учиться в гимназии, поэтому закончил в Воронеже реальное училище. Талантливый молодой человек, обладающий недюжинным умом, понимал, что ему, как еврею, проблематично будет продолжать свое образование в России. Едва достигнув 18 лет, будущий Преображенский эмигрировал во Францию, причем самостоятельно – один. Семья осталась в Воронеже.

При дворе хедива

Сергей Абрамович закончил Высшую медицинскую школу в Сорбонне, где, как говорят, был любимым учеником французского хирурга и биолога Алексиса Карреля (лауреат Нобелевской премии 1912 года). Именно от Карреля Воронов перенял методику пересадки внутренних органов.

Во Франции Воронов жил под именем Серж Воронофф, в 1907 году получил французское гражданство.

14 лет наш соотечественник проработал в Египте при дворе хедива (вице-султана) лейб-медиком, открыл первую инфекционную больницу в стране, школу медсестер. Именно при дворе хедива Воронов наблюдал за евнухами, за особенностями их развития, что натолкнуло его на мысль о важности половых желез: евнухи часто болели, рано старели, не отличались высокими умственными способностями. Тогда Воронов и пришел к выводу, что хорошо функционирующие половые железы являются источником физического здоровья и долголетия (специалисты потом отмечали, что в своих выводах он не учел одного: оскопление евнухов проходило в слишком раннем возрасте, и именно этот факт влиял на здоровье).

Сначала он проводил опыты над животными: вшивал старым козлам семенники молодых, после чего самцы начинали вести активный образ жизни и даже спариваться.

Омоложение людей

В те годы медицина развивалась дерзкими темпами: были открыты группы крови, пересаживались органы. И Воронов тоже начал эксперименты с человеческим телом.

В 1920 году хирург, вернувшийся уже во Францию, проводит первую в мире операцию – вживляет человеку щитовидную железу обезьяны. Затем начинает операции по пересадке половых желез.

Новый доктор Фауст пересаживает старикам яички и половые железы шимпанзе, орангутангов, после чего те начинают прекрасно себя чувствовать. Во Франции было проведено более 500 операций. Кроме того, Воронов оперировал в США, Алжире, Швейцарии. На Французской Ривьере врач содержал собственный обезьяний питомник для получения необходимого материала.

За опытами Воронова внимательно следил Сталин и приглашал его переехать в Советский Союз. Но известный доктор, конечно же, отказался – он зарабатывал миллионы и был знаменит на весь мир.

Крах «гения»

Крах Воронова наступил неожиданно. Один английский лорд, омолодившийся после «прививки обезьянь­ими гормонами», умер через два года, как говорят, «от собственной же невоздержанности». Скандал был огромный! Стали выяснять дальше, и обнаружилось, что никто из пациентов хирурга долгожителем не стал.

На Воронова обрушивается волна критики, а его метод объявляется лженаукой. А наблюдаемые улучшения состояния его пациентов были объяснены эффектом плацебо (лекарство-пустышка, эффект от которого наступает в результате самовнушения). В 1940-е годы его метод уже считали «не лучше, чем методы ведьм и колдунов».

Умер удивительный хирург в 1951 году в Лозанне (Швейцария) от осложнения в результате падения. Легкие Воронова перестали работать во время прохождения курса лечения перелома ноги – в результате пневмонии или от тромба, который поднялся из его ноги.

Так как Воронов потерял репутацию известного ученого, некрологи появились лишь в нескольких газетах, причем довольно насмешливые. Газета «Нью-Йорк Таймс», одно время бывшая его сторонником, исказила правописание его фамилии, а также заявила, что «очень немногие принимали его высказывания всерьез».

В 1990-е годы о легендарном хирурге вновь вспомнили, особенно после появления «Виагры». Но следом ряд ученых обвинили врача в том, что он, пересаживая яичники обезьян, принес человечеству вирус СПИДа.

Однако в 2005 году опыты Воронова были отмечены как основа для современной медицинской стратегии по борьбе со старостью.

Ну а в Воронеже вообще мало кто знает, что наш город воспитал такого неоднозначного, но тем не менее легендарного ученого.