Газета,
которая объединяет

Нужно учить учиться

Альбина Золотарева – о качественном образовании, воспитании личности и социальной миссии школ
Рубрика: Социум№7 (2179) от
Автор: Ирина Лазарева

Одно из любимых выражений народного учителя РФ, профессора кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования Альбины Золотаревой – «Мудрость – она как черепаха, приходит медленно». Но и «черепахе» этой нужно помогать двигаться вперед, а именно – учиться, учиться и еще раз учиться.

Суть настоящего образования

Детство маленькой Альбины было нелегким. Родилась она в селе Московское Каширского района. Отец работал на шахте, мама – в колхозе. Кроме Альбины – в семье еще четверо детей. Когда началась война и отца забрали на фронт, все домашние хлопоты пришлись на долю мамы и бабушки будущего педагога.

– Ради нас они не жалели себя, делали все возможное, чтобы мы не чувствовали себя обездоленными, – вспоминает Альбина Васильевна. – Мы воспитывались в любви и необходимой строгости. Мама всегда говорила: «Я вас буду учить, но как жить дальше, думайте сами. Не ждите манны небесной. Всего надо добиваться своим трудом».

С ранних лет Альбина много читала, понимая, что прежде всего в этом заключается суть настоящего и правильного образования. Всегда чем могла помогала по хозяйству. В первый класс девочка пришла уже самостоятельным человеком.

– Я сразу же полюбила школу, росла очень активным ребенком. Возглавляла совет отряда, затем пионерскую дружину, руководила хором русской песни, увлекалась спортом, не отставала в учебе, – рассказывает педагог. – Мне очень повезло с учителями. Они не просто давали задания – выучить от сих до сих, а прививали нам стремление к познанию.

Педагогическую стезю выбрала старшая сестра Валентина, а ее муж Николай Иванович и вовсе стал примером и ориентиром для Альбины.

– Один из учеников Николая Ивановича как-то мне рассказал, что выучился профессии станочника и тракториста благодаря его урокам труда. Именно тогда я поняла, что выпускнику важно дать не просто аттестат, а еще и профессиональные навыки, основы его будущей специальности. Тогда же решила избрать преподавательскую стезю. Я боготворила учителей, и у меня было только одно желание – стать педагогом.

Второй шанс

Правда, в педагогический институт Альбина поступила не сразу – недобрала баллов. Но не отчаялась, пошла в профучилище, а затем – на шинный завод. Но свою мечту – работать с детьми – Альбина Васильевна не оставила и через несколько лет пошла на заочное отделение исторического факультета.

– Я попробовала «на вкус» рабочие специальности, поэтому очень уважаю умелые трудовые руки. Во время учебы меня от завода направили в пионерский лагерь вожатой, и состоялось боевое крещение, – объясняет народный учитель.

Позже педагог трудилась в школе №21 Воронежа, затем – в Суворовском училище. Но по-настоящему она реализовала себя в Левобережном Доме пионеров, который возглавляла.

– Это место работы, куда я пришла молодым специалистом, стало первой ступенькой в достижении главной цели. Я горела идеей сделать дополнительное образование в учреждениях не просто местом досуга детей, но и школой самоопределения и освоения настоящего профессионального мастерства, – продолжает Альбина Васильевна.

Долгие годы она работает здесь, но потом переходит на станцию юных техников №2, где ее задумка «авторской школы» начинает приобретать реальные очертания.

Авторская школа

– Я убедила комитет образования в том, что досуговое время нужно тратить на что-то конкретное и полезное. Конечно, пришлось побегать по кабинетам, но это – мелочи. На базе станции в 1992 году была организована муниципальная школа дополнительного образования детей и юношества, разработаны положение и устав этого внешкольного учреждения, коллектив активно включился в работу. Она велась в режиме эксперимента, но мы претендовали на создание полноценной авторской школы, – рассказывает Альбина Васильевна.

Так появился социально-педагогический проект, который сегодня воплощает коллектив «Реальной школы» Воронежа, где Альбина Васильевна является директором. В 1997 году учебное заведение было аттестовано и аккредитовано департаментом социальной политики и образования областной администрации и получило право на ведение образовательной деятельности с выдачей сертификатов об обучении.

На данный момент «Реальная школа» осуществляет образовательную деятельность по 140 дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионально ориентированного обучения. Здесь можно заниматься не только изобразительным творчеством и вязанием, но и, к примеру, инженерным программированием и проектированием изделий машиностроения.

Этот проект – ответ времени. Как объясняет Альбина Золотарева, нужно было менять подходы к обучению, потому что мир необратимо меняется.

– Те, кто отвечает за будущее нашей молодежи, должны предвидеть это и идти в ногу со временем. Наша школа не имеет аналогов в России. Мы, кстати, единственные, кто был награжден в Воронеже большой серебряной медалью великого педагога Яна Амоса Коменского, – говорит педагог.

Золотарева очень любит работать с детьми, рядом с ними она сама полна идей и оптимизма. Ее профессиональный стаж – 60 лет.

– Я считаю, что все дети талантливы. Если мне кто-то скажет, что это не так, я с ним поспорю, – говорит Альбина Васильевна. – Просто нужен опытный педагог, который сможет разглядеть в ребенке его призвание. А ведь призвание – это судьба. И в конечном итоге – состоявшаяся счастливая жизнь.