Газета,
которая объединяет

Большое – видится издалека

Газета союзников: сенсационные оценки сражения за Воронеж в январе 1943-го
Рубрика: Социум№11 (2183) от
Автор: Владимир Размустов

В десятилетний юбилей присвоения нашему городу почетного звания «Город воинской славы» мы решили продолжить публикацию откликов прессы союзников о сражении за Воронеж (см. Берег №68 от 15.09.2017 и №5 от 26.01.2018).

Тогдашние высокие оценки военных обозревателей стран-участников антигитлеровской коалиции совпадают с нынешней оценкой тех событий президентом Путиным, высказанной им в поздравительной телеграмме по случаю 75-летней годовщины освобождения Воронежа: «Бои за Воронеж во многом предопределили исход Сталинградской битвы, всех ключевых сражений 1943 года, стали важным этапом на пути к Великой Победе».

Впервые за 75 лет мы приводим на русском языке военные публикации (январь 1943 года) одного из ведущих американских изданий «Кристиан Сайнс Монитор».

14 января

Ничего не видят

Помимо оперативных сводок с фронтов в Северной Африке и на Восточном фронте мое внимание привлекла статья журналиста издания Джозефа Харча с заголовком «Русское продвижение – реальная вещь. Взятие ключевых пунктов и пленных наци дает надежду на главный успех».

Автор отмечает все увеличивающееся число немецких пленных – согласно советским коммюнике. Журналист пишет, что «реальное число немецких военнопленных не может знать ни один военный аналитик, находящийся за пределами России. После 20 лет практики секретности внутренних дел для внешнего мира тайна остается русской привычкой в отношениях и с союзниками в войне. Наши военные атташе не видят почти ничего. Планы нашей помощи (помощь по ленд-лизу) базируются на словах русских о том, что им нужно…».

Автор подчеркивает: когда появляются новые русские армии и гонят нацистов, американские военные обозреватели в Москве удивляются не менее, чем немцы. Американские власти ничего не знают об этих больших русских армиях в резерве и о том, имеют ли они достаточно вооружения для успешного наступления.

Русские коммюнике прошлой зимы были сдержанны относительно пленных. Немцы были хорошо укомплектованы… Моральный дух немцев тогда был значительно выше.

Коммюнике этой зимы объявляют о многих тысячах пленных. Американские дипломаты и представители прессы видят их достаточно и удостоверились в правдивости заявлений русских. Это сильный аргумент, подтверждающий то, что второе русское зимнее наступление является реальным наступлением с далеко идущими последствиями.

Вторым сильным аргументом является тот факт, что менее чем за два месяца русские уже отбросили немцев дальше, чем прошлой зимой, и на более широком фронте…

«Русский капкан»

«…Летняя кампания 1942 года открылась на линии фронта протяженностью от Москвы до Ростова. Жизненно важным стержнем был Воронеж. Если бы Воронеж пал, Россия на сегодня осталась бы ни с чем, с линией противостояния по Уралу и всей европейской частью в руках немцев.

Но русские не сдали этот стержень (здесь игра слов и образ Воронежа как главного стержня захлопывающегося капкана – прим. авт.). Под сильным давлением они позволили распахнуться двери между Воронежем и Ростовом. За открытой дверью немцы увидели заманчивую нефтяную перспективу и свой шанс на успех. Русские позволили им откинуть дверь назад до Сталинграда и Волги, но никогда не теряли контроля.

Когда началось русское контрнаступление и основной толчок был сделан южнее Воронежа, дверь грозит захлопнуться – уже позади немецких спин.

Ранее движение в районе и вокруг Сталинграда было отличным началом, но оно замедлилось. И теперь, когда русские армии наступают на юг от Богучара до Миллерово, немецкие армии заваливаются глубоко к Кавказу.

Сможет ли Гитлер ускользнуть?

Далее автор задается вопросом: есть ли у Гитлера возможность «избежать приготовленного ему русскими капкана с нефтяной приманкой?»

И отмечает, что русские продолжают оказывать мощное давление на немецкие армии, в то время как англо-американские силы улучшают свое положение в Северной Африке. «Самое главное в русской зимней кампании – Гитлеру не дают передышки. Его утомленные войска должны снова и снова сражаться, военно-воздушные силы вынуждены одновременно воевать в Африке, охранять периметр Европы и пытаться поддержать отступающие под мощным давлением немецкие армии в России. Напряжение возрастает. Если эта всесезонная (круглогодичная) война на истощение противника продлится следующие 12 месяцев, то даст ключ к полной победе над Гитлером».

26 января

Первополосная статья военного редактора издания «Сталин: изгнать нацистов из России до единого».

«Сталин издал приказ, ставящий войскам задачу по разгрому оккупантов и «изгнанию их из пределов нашей Родины!». Этот приказ, по всей видимости, появившийся в силу полного определения планов союзников, подразумевает, что давление на германцев продолжится без остановки…

Многообещающее заявление м-ра Сталина появилось после того, как русские в регулярных и специальных коммюнике сообщили о полном освобождении стратегического Воронежа от немцев, оккупировавших его западный сектор с лета 1942-го при наступлении стран Оси/Axis (Германия и ее сателлиты), кульминацией которого была провалившаяся сейчас осада Сталинграда…».

26 января

Заголовок статьи – «Немецкая армия зашаталась от потерь в России». «…Основная угроза германской армии в том, что русская военная машина – прогноз Сталина в зимние дни 1941-го – преодолела превосходство вермахта. Есть основания говорить, что советская оборона сильнее германского наступления и что советское наступление сильнее германской обороны. Советские генералы и офицеры оказываются более сильными и изобретательными, чем их оппоненты соответствующих рангов, и разрыв постоянно заметно расширяется.

Более того, после советских прорывов в Ленинграде и Воронеже, взятия Великих Лук и уничтожения сооруженных Организацией Тодта укреплений в Сталинграде нацисты не имеют ни единого укрепленного района в Восточной Европе, и сейчас русским не потребуется сокрушать искусную координацию огня и препятствий, которая останавливала их в прошлом году».