Газета,
которая объединяет

Переправа, переправа…

Какими историями и тайнами окутаны воронежские мосты
Рубрика: Социум№17 (2189) от
Автор: Наталия Осадчая

Хотя Воронеж и не Петербург с его бесчисленными мостами, но нам гордиться тоже есть чем. Каждый из мостов Воронежа имеет свою особенную историю. Сегодня мы расскажем о самых необыкновенных воронежских «переправах».

Платный мост

Чернавский мост пережил несколько «реинкарнаций». В 1768 году он был деревянным. В середине 1820-х годов камнем замостили дамбу, а сам мост поставили на достаточно надежные сваи. В 1909 году его сделали уже бетонным. В июне 1942-го мост был разрушен. После освобождения Воронежа построили временный, а новый мост ввели в строй в 1959 году.

Воронежское водохранилище, залитое в 1972 году, стало причиной частичного разрушения Чернавского моста, и в конце 80-х его признали аварийным. Начатая в 1990 году реконструкция была разделена на три этапа и затянулась на целых 19 лет. Но движение на ремонтируемом мосту не останавливалось, хотя в те времена автомобилистам советовали при возможности не пользоваться им. И вот наконец в 2009 году реконструкцию полностью завершили, после чего было открыто движение по всем полосам.

С Чернавским мостом в Воронеже связано немало удивительных историй.

Так, в XIX веке некий мещанин Чернавский порядочно проигрался в карты, да еще влез в долги. Стал Чернавский с верными друзьями соображать, как выпутаться из столь неприятной ситуации. Думали они, думали – и надумали!

При въезде на мост товарищи соорудили ворота и стали взимать со всех пеших и конных воронежцев плату. Такса была небольшой, но действовала для всех – никаких льгот и послаблений!

И люди платили, никто в городе не усомнился в законности операции. А Чернавский, набрав нужную сумму денег, мероприятие свое прикрыл. Впрочем, Воронежу в память о себе он оставил название моста.

Еще, по рассказам старожилов, в 30-х годах прошлого века некий дед выловил под мостом сазана весом больше 60 кг. Сейчас проверить, правда это или нет, не представляется возможным, но крупных карпов и сазанов по 12-15 кг под мостом время от времени до сих пор вылавливают.

Мост любви

Самая распространенная традиция у воронежских молодоженов – перенос женихом невесты на руках через Каменный мост. Считается, что только этот ритуал сможет сделать семью счастливой, а брак устойчивым.

Молодые со своими гостями приезжают к Каменному мосту, жених под громкие крики поддержки несет возлюбленную на руках, после чего все пьют шампанское и разбивают бутылки и бокалы о парапет моста.

Правда, столь варварский способ, превращающий к концу свадебных дней мост в поле, усыпанное осколками, цивилизованные молодые стали использовать все реже.

Традиция носить невесту через Каменный мост имеет давнюю историю, считают воронежцы.

Мост был построен в 1826 году. В XIX веке на углу перекрестка возле моста находился Александринский приют, в котором жили и учились девушки-сироты из «благородных семейств». Говорят, что в день выпуска из приюта молодые люди, которые хотели жениться, собирались на мосту и ждали девушек. Если выпускница выбирала себе спутника жизни, то приводила его в приют, где получала благословение на брак, а приданым ее обеспечивал город.

Еще одна городская легенда гласит, что в дореволюционные времена местами прогулок влюбленных считалась улица Большая Дворянская. Когда молодой человек имел серьезные намерения, он предлагал девице повернуть и прогуляться по Каменному мосту. Если девушка соглашалась идти, можно было смело просить ее руки, если нет – то и пытаться не стоило.

По третьей версии, Каменный мост стал мостом любви, потому что наш земляк, поэт Алексей Кольцов встречался на нем со своей последней любовью Варенькой Лебедевой.

На самом деле традиция переносить невесту через Каменный мост не такая уж и древняя, как пытаются представить ее носители.

Еще тридцать-сорок лет назад в Воронеже жила другая легенда – молодые в свадебном кортеже должны проехать через шесть мостов, а через седьмой жених переносит невесту на руках. Нередко таким мостом оказывался Чернавский, а то и Северный протяженностью 1,8 км. И что вы думаете? Носили!

Проезжающие мимо машины сигналили, приветствуя отчаянного жениха. Правда, не все невесты оказывались дюймовочками, а женихи – богатырями, часто приходилось видеть, как жених и невеста просто идут через длиннейший мост водохранилища за руки. Со временем при планировании свадьбы молодые стали так рассчитывать маршрут, чтобы седьмым мостом оказался коротенький Каменный. Ну а следом и легенды родились.