Газета,
которая объединяет

«Не говорю мужу: «Ты гений!»

Актриса Ольга Остроумова рассказала, как уживаются друг с другом две легенды отечественного кино
Рубрика: Культура№18 (2190) от
Автор: Марина Хоружая

Недавно воронежцы посмотрели на сцене Воронежского концертного зала прекрасную антрепризу «Семейный ужин в половине второго», поставленную по пьесе Виталия Павлова. Режиссер Михаил Цитриняк собрал на сцене блистательный актерский состав: Ольгу Остроумову, Анну Большову, Анатолия Васильева и других.

Эту мелодраму воронежцы уже видели, правда, в несколько ином актерском составе. Сейчас же все преимущественно шли на гениальную и красивую Ольгу Остроумову…

О партнерах…

До Ольги Остроумовой роль главной героини играла Ольга Волкова. Актриса признается, что влилась в спектакль довольно легко. «Огромное значение имеют хорошие отношения между партнерами. Когда рядом талантливые партнеры, которые еще и доброжелательны друг к другу, работается легко!» – улыбается Ольга Михайловна.

– А если отношения с партнерами не складываются, это как-то влияет на вашу работу?

– Я не помню, чтобы была так уж сильно недовольна партнерами. Назначать актеров – дело режиссера, а мое дело – выкручиваться, любить партнера, даже если я его не принимаю. Кстати, была одна такая ситуация в театре Моссовета. Мы играли спектакль «У врат царства», и там была замена актера. Я сказала режиссеру, что не могу с ним обниматься. Вот не могу, и все! И он нашел выход. Там был забор из досок со щелями, и он придумал объятия через эти щели. Шикарно получилось! Так что хорошему режиссеру все препятствия нипочем.

…кино и театре

– В этом году исполняется 50 лет со дня выхода культовой картины «Доживем до понедельника». Как вам работалось с легендарным Вячеславом Тихоновым?

– Я недавно была на Международном фестивале в Павловском Посаде, где отмечали 90-летие Вячеслава Тихонова. И каждый, кто брал слово, говорил о том, что встреча с такими людьми, как Тихонов, облагораживает все человечество. Я полностью с этим согласна! Для меня это была немыслимая встреча. Тихонов – Учитель с большой буквы. Я ведь только вышла со школьной скамьи, когда играла в фильме «Доживем до понедельника». Не была «золотой молодежью», приехала из провинции… И мы с восторгом смотрели на эту масштабную личность, понимая, какой он потрясающий! Интеллигентное лицо и глаза – мыслящие, страдающие, думающие… Вот это и запомнилось на всю жизнь…

Кстати, фильм «Доживем до понедельника» считаю знаковым в своей карьере. А поначалу я его не оценила. Смотрела на себя, и мне казалось, что я какая-то совсем не такая на экране, что в жизни я лучше, краше… Со временем привыкла к себе на экране. А картину я оценила спустя лет 10, если не 20. Сидела как-то дома одна, включила случайно телевизор, а там показывали этот фильм. И вдруг я поняла, про что он – какой он нужный, какой острый… Я не знаю, в каком инкубаторе выращивать таких учителей, которые не могут лгать, для которых их дело – свято! Но именно после таких педагогов дети выходят из школы нормальными и не стреляют друг в друга.

– Еще вас все помнят по таким картинам, как «Гараж», «А зори здесь тихие»…

– Про «Гараж» мне нечего сказать, не люблю этот фильм. «А зори здесь тихие» – конечно, шедевр. Там и роль прекрасная, и сюжет… Но для меня еще важен фильм «Василий и Василиса» по рассказу Распутина. Это такой библейский сюжет – о прощении и непрощении. Эта работа столько взяла и столько дала обратно. Как будто я окончила несколько университетов. И в итоге мне стала понятна одна важная вещь – простить, даже самый чудовищный проступок, всегда выше, чем не простить.

– В последнее время вы в основном играете в театре, а на экране вас не видно… Не предлагают стоящих ролей?

– Меня приглашают, но я не хочу. Из того, что предлагается, нечего выбрать. Года два назад снялась у сына в фильме «Подлец» (Михаил Левитин-младший, режиссер – прим. авт.). Сейчас он собирается ставить интересный спектакль в театре Моссовета, специально под меня. Миша хочет снять и какое-то кино, но я не понимаю – где взять деньги, что с прокатом... Раньше все было государственное – фильму давали категорию, от которой зависело количество копий. Государство прокатывало фильмы по кинотеатрам… Первая, высшая, категория – давала право на всесоюзные премьеры. Сейчас все совсем по-другому… Для того чтобы твой фильм показали, надо еще денег дать.

– А сами вы что смотрите?

– О современном кино меня можно даже не спрашивать, я его не знаю. Честно говоря, я люблю старые фильмы. Не свои. Из советского кино иногда что-то показывают на «Культуре», сядешь и оторваться не можешь.

…и семье

– Ваша дочка – Ольга Левитина – тоже актриса. Часто даете ей профессиональные советы?

– Она не спрашивает. Оля уже взрослый человек... Я могу посмотреть, что она играет, и все. Стараюсь не лезть с советами, когда меня не спрашивают…

– Вы с супругом Валентином Гафтом – два невероятно талантливых человека. Тяжело ли ужиться двум гениям? Вы чаще хвалите друг друга или же высказываете критику?

– Я не из тех жен, которые говорят: «Ты гений!» Все и так вокруг говорят об этом. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку – это не про нашу семью. Но мы не стесняемся спрашивать друг у друга совета. Валентин играл в «Современнике» Вершинина в спектакле «Три сестры», а лет 5 назад Галина Волчек захотела, чтобы он сыграл Фирса в «Вишневом саде». Валя долго мучился, сомневался, спрашивал у меня совета... Я какое-то свое видение ему высказала, говорит, что помогло. Если материал глубокий, драматический, этим мучаешься не только в театре, но и по дороге домой, и даже во сне. Всеми переживаниями мы, конечно же, делимся друг с другом…

– У вас трое внуков – Фаина, Полина и Захар. Вы принимаете участие в их воспитании?

– Конечно, принимаю! Я с ними играю, вожу на балет, в бассейн, забираю из школы, делаю уроки… Не каждый день, но тем не менее. А еще мы любим подолгу вместе хохотать!