Когда покупатель не платит
Мы часто недооцениваем возможности закона
«О защите прав потребителей», считая, что продавец предусмотрел все нюансы взаимоотношений с покупателями и зафиксировал их в договоре, и поэтому простому человеку рассчитывать на удачу уже вряд ли стоит. На практике же суд нередко становится именно на защиту потребителя, а не юридически подкованного продавца. О судебных делах, выигранных воронежцами, «Берегу» рассказала руководитель общественной организации «Лига потребителей» Александра Тищенко.
Купил «серый» «Айфон»
Принеся домой новый сотовый телефон iPhone-7 («Айфон»), Сергей Ш. обнаружил, что серийный номер на коробке расходится с серийным номером самого аппарата, а также не нашел внутри упаковки инструкции на русском языке.
Потребитель позвонил на горячую линию Apple и получил информацию, что этот телефон не предназначен для продажи на территории РФ и уже был активирован ранее. Это значит, что молодому человеку был продан «Айфон», который уже был в использовании и, более того, незаконно находился на территории страны.
Претензии к продавцу о возврате денег за смартфон остались без удовлетворения, т.к. тот утверждал, что телефон работает и все его функции исправны.
Впрочем, суд решил по-иному, взыскав с недобросовестного продавца более чем двукратную стоимость товара – свыше 120 000 рублей (стоимость аппарата, неустойка, компенсация морального вреда, штраф и расходы на адвоката). А сам «Айфон» возвращен продавцу.
Сломался после гарантии
В 2014 году житель Воронежа Александр П. приобрел автомобиль у дилера. В рамках гарантии авто обслуживалось в соответствии с требованиями, кроме того, однажды был произведен ремонт коробки передач по гарантии.
Спустя полгода после окончания действия трехлетней гарантии коробка передач вновь вышла из строя, что привело к невозможности эксплуатации транспорта.
Собственник машины обратился в авторизованный сервис для устранения поломки. После диагностики ему сообщили, что в масле коробки передач имеется стружка, но поскольку гарантия истекла, то за ремонт придется платить.
Стоимость работ с учетом цены запчастей оказалась достаточно высокой – несколько сотен тысяч рублей.
Проконсультировавшись с юристом, собственник обратился к производителю и потребовал безвозмездно произвести ремонт КПП, т.к. недостаток носит существенный характер. Однако в установленный срок производитель не отремонтировал автомобиль, после чего владелец решил обратиться в суд.
Назначенная судебная экспертиза установила, что причина поломки КПП – конструктивный недостаток, и стоимость ремонта несоразмерна замене коробки. На основании этих выводов и в совокупности с иными доказательствами по делу суд обязал производителя бесплатно произвести замену КПП и взыскал компенсацию более 150 000 руб.
Трудоустройство за границей
Воронежская студентка Анна К. заключила договор с фирмой о трудоустройстве в США на время каникул. Она оплатила все расходы и вознаграждение фирме. Ее общие затраты составили более 150 000 рублей.
Но выехать на работу девушка не смогла, так как ей было отказано в американской визе. Дальнейшее исполнение договора стало невозможным, в связи с чем Анна обратилась с заявлением в фирму, в котором просила вернуть часть средств в неисполненной части договора (стоимость перелета, подбор места проживания в США, иные расходы, связанные непосредственно с работой за границей).
На претензии Анны К. в фирме ответили, что по договору, который она подписала, все уплаченные суммы, за исключением стоимости авиабилетов, являются невозвратными. Студентка, таким образом, получила назад от фирмы только стоимость перелета.
Юрист, к которому обратилась студентка, изучил договор. Его вывод был следующим: договор ущемляет права потребителя.
В суде на стороне фирмы, занимающейся трудоустройством за рубежом, выступал адвокат, отстаивающий правомерность договора. Однако суд встал на сторону девушки: было принято постановление вернуть истице более 70% от оплаты по договору плюс компенсировать расходы на юриста.