«Пошерстить» на досуге
Наталия Данькова по профессии – инженер-биолог, трудится на кафедре экологии и систематики беспозвоночных животных ВГУ уже более 20 лет. За это время она успела опубликовать 10 научных работ, но всю жизнь занимается творчеством – в частности, созданием картин из шерсти. О том, как удается совмещать необычное хобби и работу в вузе, художница рассказала лично.
ОТ КАРАНДАША – К ЦВЕТНЫМ ВОЛОКНАМ
– Сколько себя помню, я всегда рисовала. Больше всего нравилось делать карандашные наброски людей, животных, цветов, – рассказывает Наталия. – Биолог – всегда художник в душе. Вот и решила попробовать себя в чем-то новом. Рисовать не просто акварелью или карандашом, а – цветными волокнами из шерсти. А узнала я об этой технике случайно, благодаря сыну. Водила его в кружки по интересам и в изостудии на столе у педагога увидела интересную картину. Узнала, что она нарисована не красками, а шерстью. Мне так захотелось создать что-то свое, и я отправилась по творческим мастерским в поисках овечьей цветной шерсти, игл...
Работ у мастерицы набралось уже на целую коллекцию, но умелица продолжает развивать мастерство. Несмотря на необычность техники создания картин, свои шерстяные полотна Наталья называет «живописью».
Материалом для картин Наталии является овечья шерсть, специальным образом обработанная и окрашенная в самые разные цвета. Также художница использует комбинацию шерсти с различными материалами – шелком, вискозой, верблюжьей шерстью, шерстью альпаки, нитями, получаемыми из сои и банана.
– Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Работа начинается с эскиза будущей картины, который можно нарисовать карандашом или «набросать» прядями шерстяных волокон. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Мои краски – это окрашенная шерсть, которой можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка. Мягкой и прозрачной шерстью создаются волшебные эффекты, которых сложно достичь в живописи, используя краски.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
– Моя первая работа была выполнена на куске фетра, я иголкой набивала рисунок – орхидею. Поначалу было очень сложно, приходилось самой во всем разбираться. Но я ощущала, что с каждым движением у меня получается лучше и лучше. Так и втянулась. В ходе создания картины процесс валяния отсутствует, сцепление волокон каждого слоя происходит под действием температуры (проглаживание утюгом – прим. авт.), затем картина помещается под стекло. Поначалу рисовала в основном кошек и собачек. Набивала руку, так сказать. А потом совершенно неожиданно меня попросили нарисовать шерстью «Человека с филином» К.Васильева. Это было что-то! Сказать, что трудно – ничего не сказать. Вечерами и ночами в течение двух недель трудилась над ней, продумывая каждую деталь. Думала, брошу все! Но не сдалась! Вот так, путем проб и ошибок я выработала свои способы и методы работы с шерстью. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях. Мастерство стало расти, и меня по-настоящему увлекло. Даже не ожидала, что так надолго. Мне очень нравится этот вид творчества, поэтому я стараюсь постоянно развиваться и совершенствоваться в нем.