Газета,
которая объединяет

Ступени конструктора Скачилова

Рассказ человека, который 60 лет делает ракетные «сердца»
Рубрика: Социум№25 (2197) от
Автор: Ольга Бренер

Две апрельские даты в судьбе Виктора Скачилова с разницей в три года отмечены удивительным соседством. 10 апреля 1958 года выпускник Московского авиационного института Виктор Скачилов начал свой первый трудовой день в воронежском областном КБ 154 при заводе им.Сталина. В команде таких же первопроходцев он приступил к разработке первых ракетных двигателей в стране. А через три года, 12 апреля, благодаря этой работе Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» стал первопроходцем околоземного космического пространства.

И по сей день доктор технических наук, академик Российской Академии Космонавтики им.Циолковского, главный специалист КБХА, профессор Виктор Николаевич Скачилов неизменно в 9 утра приступает к исполнению своих обязанностей.

БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ НА СУНДУКЕ

– Я родом из Иркутской области, но все детство провел в разъездах: отец – военный. Очень хотел продолжить его судьбу, но в 10 лет потерял правый глаз, и дорога в военное дело для меня закрылась. Но все равно авиацией решил заняться. В 52-м году приехал в Москву, поступил в авиационный институт на только открывшееся отделение ракетных двигателей. После МАИ меня с дипломом конструктора распределили на одно из предприятий в Химках. И тут прошел слух, что приехал к нам «какой-то Косберг» из Воронежа и набирает толковых ребят. Меня вызывают к этому самому Косбергу. «Ну что, поедешь в Воронеж? Там тебя ждет большое будущее. На вокзале встретит моя личная машина. Я дам тебе ключи от новой квартиры. Приезжай с невестой. Жду!» Так мы с будущей женой решили ехать. И меня перераспределили в Воронеж.

– На вокзале нас никто не встретил. Да и город еще не совсем оправился после войны. Милиционер показал нам трамвай, который идет до ОКБ 154 при заводе им.Сталина. «Да, я тебя обманул. У меня и самого ничего нет, положение у нас пока очень сложное. Сказал бы тебе правду, ты б сюда никогда не приехал. А молодые ребята, специалисты по ракетным двигателям мне очень нужны. Поэтому ты остаешься, и я тебе обещаю работу, какой у тебя не будет нигде. И ключи от комнаты дам при первой возможности», – сказал мне главный конструктор Косберг на следующий день. Так я остался, и ни разу потом не пожалел. Первую ночь провел на сундуке в домике вон за тем забором КБХА. Тогда здесь был частный сектор.

ИМЯ ГАГАРИНА УЗНАЛИ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ

– Над первыми ракетными двигателями в стране мы работали сутками. Меня лично вели Семен Косберг и главный конструктор страны Сергей Королев. Задача – создать третью ступень для ракетного двигателя, которая будет выводить на орбиту пилотируемый спутник.

– Эту третью ступень мы сделали не за обещанный Королеву год, а за полгода. Утречком вот сюда в КБ приходили и через сутки возвращались по домам немного поспать. Косберг поставил меня на конструкцию камеры сгорания – это основной элемент ракетного двигателя. Помню такой момент – у нас никак не получался профиль сопла. Приезжает Семен Арьевич, берет у слесаря молоток, лекала, и своими руками начинает этот профиль выправлять. Всю работу сам доделал. У него же отец был известный в Слуцке кузнец. Мы были поражены. Косберг был уникальным руководителем, с огромной врожденной радостью в душе. Он любил жизнь, страну, каждого человека отдельно. Эта трагичная автокатастрофа зимой 65-го, в которой погиб Косберг, – как страшное недоразумение.

– Мы работали над третьей ступенью, которая должна была корректировать выход пилотируемого спутника на орбиту, доразгоняли спутник, это был очень ответственный момент. Имя человека, который должен выйти в открытое космическое пространство на нашем спутнике, мы узнали лишь когда Гагарин уже полетел. Все держалось в секрете. А вот Косберг Гагарина уже знал хорошо. Для нас, конструкторов, пилотируемая эра началась, когда включилась наша третья ступень, и Гагарин сказал на весь мир: «Косберг сработал!» За этот запуск Гагарина я получил свой первый орден – «Знак почета».

ДВИЖЕНИЕ НАВЕРХ

– Моя жизнь дорога мне каждым ракетным двигателем нашей страны. Все они разрабатывались здесь, в КБХА. Но свою докторскую я защитил только в 70 лет. Сын тогда сказал мне: «У тебя же все уже есть, даже Орден Трудового Красного Знамени, зачем тебе в 70 лет еще докторская?» Но к тому времени я для себя давно усвоил: если ставишь перед собой цель – ее надо достигнуть, пусть и с большим опозданием. Все дела в жизни, все цели надо доводить до завершения. И никогда, ни в каком случае не терять вдохновения. Поэтому я на склоне лет после каждого рабочего дня все равно сидел над докторской. И защитился. Все эти годы в Воронеже, начиная с 58-го и по сей день, научили меня главному: быть обязательным, пунктуальным, трудиться каждый день и ценить каждого, с кем ты работаешь в команде.

– Я всегда был заядлым футболистом, еще в 60-х мы организовали на предприятии свою первую футбольную
команду, которая четырежды завоевывала Кубок России среди производственных коллективов. Именно поэтому, когда мне в 77-м году на общественных началах предложили руководить всей работой по организации вновь созданной в Воронеже футбольной команды «Факел», а потом стать начальником команды – я согласился. Мы создали «Факел», и уже через два года он вышел в высший дивизион страны.

– В 80-м году у меня случился инфаркт. Выкарабкался и поехал в санаторий им.Цюрупы поправлять здоровье. И, увидев тогда, в каком состоянии был санаторий, дал себе слово сделать его одной из лучших здравниц страны. Как конструктор КБХА решил взять шефство над санаторием. С тех пор мы внедрили в его лечебный процесс инновационные запатентованные технологии, у которых нет аналогов в санаторно-курортных учреждениях России.

– Ракетный двигатель, в котором при изготовлении каждой детали лежит фатальная ответственность за весь проект в целом – это такая идеальная модель для сборки экономики страны. Ей сейчас очень нужен прежний структурный порядок. И тогда она снова начнет движение вверх.