Газета,
которая объединяет

Дети древних народов

История Воронежа уходит в необозримую глубь веков
Рубрика: Культура№27 (2199) от
Автор: Наталия Осадчая

В одном из выпусков «Воронежских легенд» мы рассказывали, что город Воронеж, по одной из версий, был основан не в 1586 году, а несколько тысячелетий назад, и сведения о нем содержатся еще в древнеиндийском эпосе. Но, как оказалось, не только Воронеж, но и история всей воронежской земли уходит в глубину веков…

Воронеж в старые-престарые времена занимал гораздо большую территорию, чем сейчас. Так, доцент института архитектуры и градостроительства ВГАСУ (ВГТУ) Павел Попов в своей книге «Воронеж: древнее слово и древние города, а также древние леса и древние реки России» предлагает рассматривать Воронеж как одну из древнейших и при этом крупнейшую агломерацию славянских поселений VIII-X столетий на краю зарождавшейся Руси. Именно эта местность, объединившая целую цепь городков, и звалась Воронежем. Мы же решили шагнуть во времени еще глубже: ведь легенды, в отличие от научных теорий, не связывают нас никакими условностями.

ВЕДЫ – О СЕМИЛУКАХ

Уроженец Семилук политолог Геннадий Климов, занявшись реконструкцией истории человечества в период от 45 до 7 тыс. лет назад, пришел к выводу, что Семилуки тоже были важным центром ведической цивилизации. Жители ближайшего к Воронежу города знают об этом и, конечно же, гордятся своей древней историей.

Современные ученые название Семилуки расшифровывают как «седьмую излучину Дона». Но никто не может объяснить – седьмая излучина от чего? От какой точки? А если Семилуки – это семь луков?

В Ведах сражение между Индрой и Вритрасурой описывается следующим образом: «яростью молнии, ударяющей в гору, палица Вритрасуры отшвырнула слона Айравату на расстояние семи луков, и он, изрыгая кровь из разбитой пасти и корчась от боли, повалился вместе с восседавшим на нем Индрой на землю».

У ариев слово «луки» имело сложный смысл, объясняет Климов, и ведические рассказы более символичны, чем документальны. Лук – это и расстояние, и поколение, и этап времени, и свет. Климов переводит название Семилуки как «семь божественных лучей» или «семь богов».

Ну а холм, на котором расположены Семилуки, с трех сторон омывают три реки: Дон (на санскрите «дану» – река), Девица (на санскрите «деви» – богиня) и Ведуга (на санскрите «веду» – знания, река знания). Так что водоемы в районе Семилук носят исключительно арийские названия.

Если кто-то считает привязку к «Ведам» абсурдом, то советуем вспомнить, что существует доказанный наукой факт: в Костенках современный человек проживал уже 45 тыс. лет назад. Доказательства упоминания Воронежа в «Махабхарате» мы уже приводили в прошлых публикациях. А семилукские дольмены – древнейшие рукотворные сооружения из мегалитов – факт также неоспоримый.

ОСТРОГОЖСКИЕ АМАЗОНКИ

Некоторые коренные жительницы Острогожска всерьез считают себя праправнучками местных амазонок.

В конце 90-х годов прошлого века по Воронежской области прокатился слух: в Острогожском районе во время раскопок обнаружены шесть могил древних амазонок с погребальными дарами, оружием и другими военными доспехами. А деформировавшиеся бедренные кости указывали на то, что эти женщины много скакали верхом. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел.

Неподалеку нашли и захоронения мужчин, но ничего ценного в могилах не было, из чего ученые сделали вывод, что мужчины у древних поселенцев имели очень низкий социальный статус.

Возможно, первоначально рассказы об амазонках были обычной газетной уткой, но история настолько понравилась жителям Воронежской области и – особенно – Острогожского района, что превратилась в устойчивый миф.

В мировой литературе амазонки были описаны античными авторами. Вот и считайте, когда они могли обитать на Острогожской земле.

ПОЛОВЕЦКАЯ КРАСАВИЦА

В селе Старая Криуша Петропавловского района на высоком кургане возле местечка Урочище Плоское с незапамятных времен стояли каменные бабы периода половцев. Местные всегда считали, что каменное изваяние охраняет селян от невзгод, дает хорошие урожаи. Чтобы девушка не отказала парню в замужестве, свидание стоило назначать именно у каменного идола. Но главная заслуга «половецкой бабы» состояла в том, что она могла влиять на выпадение осадков.

В Старой Криуше до сих пор жива легенда, что «баба» не любит уходить со своего места. Был однажды там случай – кто-то из местных однажды замуровал каменную бабу в фундамент дома (для прочности), и вскоре члены семьи стали по очереди умирать. Когда дом опустел, «бабу» вернули на место – и в селе воцарился покой.

Но в 1994 году черные археологи раскопали курган, утащили много древностей и даже вроде бы украли одну из «баб». После этого власти решили «для сохранности» оставшееся изваяние поселить в музее под открытым небом в Калаче. Но калачеевцы, знавшие эту «мутную» историю с «бабой», восприняли гостью без энтузиазма. К тому же в районе начались то засуха, то неурожай, то град, то пожары. Калачеевцы решили, что дело в «бабе», и стали требовать ее выселения.

Каменный истукан вернулся в Старую Криушу, но почему-то не на курган, а в поле. Но даже и за такую милость истукан отблагодарил людей: дожди выпали и в Криуше, и в Калаче.

К сожалению, «баба» на своей родине в Старой Криуше не осталась – ею заинтересовались сотрудники краеведческого музея и забрали древний каменный памятник. Теперь она стоит во дворе музея в Воронеже рядом с таким же каменным мужиком из Ольховатского района.

Половецкой «красавице», кстати, не меньше 1000 лет.