Газета,
которая объединяет

«Я драматический актер!»

Эдуард Радзюкевич – о кино, театре и профессиональной дружбе
Рубрика: Культура№28 (2200) от
Автор: Марина Хоружая

В Воронеже со спектаклем «Чужих мужей не бывает», поставленным Сергеем Ефремовым, побывали известные актеры Эдуард Радзюкевич, Галина Данилова, Андрей Кайков, полюбившиеся многим по скетчкому «6 кадров».

«Чужих мужей не бывает» – любимая фраза главной героини этой искрометной комедии. Элизабет проживает в элитном доме в центре Дублина и решает свои финансовые вопросы исключительно за счет женатых любовников, которые навещают ее в разные дни недели. Но неожиданно Элизабет решает проведать ее подруга Аннет, и отработанная схема дает сбой. В одном месте (квартире Элизабет) и в одно время встречаются ее любовники, их разъяренные жены-домохозяйки, сама легкомысленная красотка Элизабет и виновница всего этого коллапса Аннет.

В общем, воронежцы смеялись от души… Многие после спектакля отмечали, что это лучшая комедия, которую привозили в наш город за последнее время. А перед началом спектакля Эдуард Радзюкевич ответил на вопросы воронежских журналистов.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ГЕРОЕВ БЫЛО ЖАЛКО!»

– Эдуард, в одном интервью вы рассказывали, что хотите снять фильм о войне, который посвятите своему дедушке. Как идет работа?

– Сценарий пишу, он пока еще в работе. Там будут освещаться события конца 1941-го – начала 1942 года. О Вяземской операции советских десантников…

– Сейчас снимают достаточно много фильмов о войне. Что, на ваш взгляд, должно быть в фильме, чтобы он зацепил зрителя, как-то выделился…

– Я уверен, что в картине должен быть точный взгляд автора. То есть человек, снимающий фильм, обязан понимать, что он хочет сказать. После просмотра многих фильмов, которые сейчас выходят, ты понимаешь: автору сказать было нечего. Я, к примеру, был приятно взволнован и удивлен фильмом «28 панфиловцев».

– А многие его ругали…

– Да ругать можно сколько угодно, но главный критерий хорошего фильма для меня – когда героев жалко! Вот я смотрю «В бой идут одни старики», и мне жалко тех, кто погибает. А бывают фильмы, которые смотришь – и не жалко героев. Делают из этого просто какой-то аттракцион… Не буду называть конкретные названия и авторов, это просто неэтично. Все мы варимся в одном котле, поэтому не люблю говорить нелицеприятные вещи о своих коллегах по цеху. Я никогда не хожу в кино с фигой в кармане или с камнем за пазухой. Я всегда смотрю глазами зрителя. По-другому ни поставить спектакль, ни снять фильм невозможно.

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЖАНР – ДЕТЕКТИВ!»

– А почему вы от комедийного жанра решили перейти на такие серьезные темы? Вы с комедиями закончили?

– Нет, я ничего не закончил, сейчас несколько каналов предлагают поучаствовать в съемке «пилотов» как раз таких комедийных проектов. Но дело в том, что я не уходил в комедию… Я драматический артист, драматический режиссер, в свое время переиграл много серьезных ролей. И до сих пор играю. Взять Раскольникова хотя бы…

У меня вообще с детства любимый жанр – детектив! Я отслеживаю все, что есть. Сейчас нет ни одного сериала, который бы я не смотрел.

– А каких жанров, на ваш взгляд, не хватает нашему кино?

– Чистых. У нас сейчас такое переплетение всего, что получается в итоге ни одно, ни другое, ни третье, а черт-те что. Ни комедия, ни трагедия, ни мелодрама… Я понимаю, на телевидении они, может быть, какой-то формат ищут… Но ты внутренне должен понимать, что ты ставишь. Назвать-то можно как угодно. Сейчас очень много слов иностранных. Американизм пришел. Можно сказать «ситком». Но это Мольер. Комедия положений.

– Вам не предлагали возродить «6 кадров»? Возможно, на каком-то другом канале, под другим названием?

– Мне как режиссеру предлагали снимать скетч-шоу, но я пока не знаю…

– То есть для вас эта тема не совсем закрыта?

– Не-е-ет! Вот сейчас мне предлагают снимать скетчком. Это не совсем «6 кадров», но что-то очень похожее. Если я на этом уже собаку съел, почему бы не снять? Жанры я умею ставить: водевиль, комедии, мюзиклы…

СЦЕНА НЕ ПРОЩАЕТ

– А с тусовкой из «6 кадров» общаетесь?

– Конечно. С некоторыми мы играем в этом спектакле. С Федей Добронравовым тоже общаемся. Вы же, наверное, знаете, что недавно он перенес инсульт. Но у него уже все хорошо, вышел из больницы.

– У вас ведь тоже в 2013 году было переутомление, на что врачи вам сказали: «Вы просто не умеете отдыхать»… Научились?

– Я, может, и не научился отдыхать, но научился не так плотно работать. Не до такой одури… И в этом есть своя определенная прелесть – я стал гораздо больше смотреть, читать, писать… Я делаю только то, что мне по душе, не ориентируясь на финансовую составляющую. Занимаюсь тем, что приносит счастье. Вот как этот спектакль, с которым я приехал в Воронеж. На протяжении последних полутора лет я играю только один спектакль…

Но в этом всем есть и свои минусы. Надо все-таки почаще выходить на съемочную площадку: снимать и сниматься. Были периоды, когда предлагали такое, что стыдно было даже читать, не то что участвовать. Без сцены актер может погибнуть. Можно не сниматься, но на сцену выходить – обязательно! Актерство лечит. Выходишь на сцену, и все болезни как рукой снимает. У актеров со зрителями происходит обмен энергией. Если вы плохо хлопаете, мы не удовлетворены. Поэтому важно наладить контакт с залом, чтобы шел вот этот самый энергообмен. Но для этого, безусловно, актер должен выкладываться по полной. Сцена не прощает ничего. Рано или поздно она накажет, с ней шутить нельзя...

– Вы когда-нибудь задумывались, что будет, если вы уйдете из профессии?

– Рано или поздно все равно придется это сделать. Надо искать себе применение в другом качестве, причем заранее искать, куда уйти. Потому что иначе с ума можно сойти. И многие сходят...

– Вы когда-то ведь работали слесарем и краснодеревщиком. Руки помнят приобретенные навыки?

– Ой, кем я только не работал. Сейчас, конечно, я ничем таким не занимаюсь, поэтому мне неведомо, помнят ли руки. Но я все равно займусь когда-нибудь резьбой – мне очень нравится это занятие. А еще хочу заняться сваркой, делать арт-объекты... Я уже пробовал варить, и такой опыт был. Другое дело, что сейчас и в этой области все шагнуло вперед. Смотрел недавно международные соревнования и был восхищен, когда одна 19-летняя девочка из огромной магистральной трубы газопровода вырезала ажурную беседку. Просто супер! Я вообще люблю мастерить. Мне до содрогания нравится вырезание скульптур из дерева. Я бы очень хотел этому научиться, но тут надо иметь еще и художественное образование...