Газета,
которая объединяет

«Созвучный творчеству писателя»

Платоновский фестиваль ушел, чтобы вернуться обновленным
Рубрика: Культура№42 (2214) от
Автор: Ирина Лазарева

Двенадцать дней VIII Международного Платоновского фестиваля уже стали историей, в которой останутся ярчайшие события масштабного форума искусств, объединившего представителей
13 стран.

О том, как он прошел, чем запомнился и каким будет в следующем году – в нашем материале.

АБСУРД И ОТКРЫТЫЕ РЕПЕТИЦИИ

Платоновский фестиваль, ставший брендом и попавший в начале лета в рейтинг самых популярных у туристов культурных событий и фестивалей в России, закрылся 17 июня. По традиции фестиваль представил нашему зрителю мировое искусство во всем многообразии форм: драматические спектакли, хореография и опера, визуальный и синтетический театр, классическая и современная музыка, живопись и графика, проза и поэзия – выбрать неискушенному зрителю было явно непросто.

Зрителей Платоновского фестиваля заинтересовал настоящий гротеск по Островскому. Его показ стал возможным благодаря тесному сотрудничеству дирекции и фестиваля «Золотая маска». На сцене воронежского драмтеатра показали пьесу Александра Островского «Поздняя любовь», только без архаичных костюмов и декораций. Режиссер Дмитрий Крымов отметил, что эта пьеса удивительно интересна, сцены – потрясающие, диалоги – поразительны.

И хотя он оставил текст ХIХ века без изменений, все же отказался от классического его прочтения, сделав спектакль абсурдным.

Еще одна работа, которая по праву заслужила внимание публики, – театрализованная интерпретация рассказа Андрея Платонова «Семен», которую представил болгарский драматический театр им. Стефана Кирова. Актерская игра Димитара Маркова поразила своей проникновенностью.

Играть Платонова – порой непосильная для многих задача, поэтому за произведения воронежского автора берутся нечасто. Единственное, что смутило, – финальная сцена, в которой актер предстает полностью обнаженным. Таким образом режиссер постановки Ивайло Гандев хотел «докопаться до смысла страданий Платоновского героя», обнажив его душу и тело. И, кажется, у него получилось. Режиссер предстает перед нами в качестве настоящего художника, который воплощает трагедию несчастного ребенка, а актер превращается в дирижера, играющего на струнах наших чувств, и того, кто увеличивает драматическое напряжение от экспозиции до финальной точки.

Музыкальная программа, пожалуй, была не так насыщенна, как прежде. Тем не менее при ее формировании в дирекции прибегнули к некоторым экспериментам, которые позволили музыкальным событиям быть ближе к народу. Так, к традиционным выступлениям в Белом Колодце и в парке дворца Ольденбургских добавился еще один концерт под открытым небом – «бюджетный» опен-эйр на дамбе Чернавского моста. Кроме того, музыканты с мировым именем провели открытые репетиции, куда все желающие могли прийти совершенно бесплатно.

НЕОДНОЗНАЧНОЕ ЗАКРЫТИЕ

Завершился фестиваль еще одним «кассовым» спектаклем, на который воронежцы и гости черноземной столицы раскупили все билеты. В театре оперы и балета показали «Автобиографию» компании Уэйна МакГрегора из Великобритании. Переосмысляя природный код через творчество, используя мемуары и документы, он исследовал в этом балете собственную биографию и задавался вопросом: «Как понять жизнь?»

На торжественной церемонии закрытия выступила врио руководителя департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева, которая дала понять, что ведомство займется реформированием Платоновфеста.

– VIII Международный Платоновский фестиваль искусств становится частью истории. Нам еще предстоит проанализировать и подвести его итоги. Одна из миссий нашего форума – показ лучших образцов российского и международного искусства, наполненных содержательным смыслом и во многом созвучных творчеству Андрея Платонова. К сожалению, не все события фестиваля получили положительный отклик профессионального сообщества. Нам нужно двигаться вперед! Тем более правительство Воронежской области и лично Александр Гусев всецело поддерживают дальнейшее совершенствование фестиваля, – подчеркнула Эмилия Александровна.

Ранее итоги форума подвел художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков. Он отметил, что, по его мнению, восьмой фестиваль получился одним из самых интересных и ярких за все время проведения. В частности, театральную программу и творческие поиски при организации ежегодного парада, посвященного Пушкину, Бычков назвал своей гордостью.

Но, по всей видимости, девятый Платоновфест существенно изменит формат. Говорить о том, каким он будет, пока преждевременно. Деятели культуры осторожно отмечают, что он будет не лучше и не хуже, а просто – другим.