Газета,
которая объединяет

На службе театру

О судьбе и творчестве артиста Владимира Бржезовского
Рубрика: Культура№42 (2214) от
Автор: Ирина Лазарева

Имя Владимира Бржезовского, выступавшего под псевдонимом Владимиров, вряд ли говорит о чем-то современникам, но любители и ценители жанра музыкальной комедии обязательно вспомнят эту фигуру и скажут, что она навсегда вписана в историю Воронежского театра оперы и балета.

К столетию со дня рождения артиста «Берег» публикует воспоминания сына Виктора об отце.
«6 июня моему отцу – Владимиру Бржезовскому – исполнилось бы сто лет. Его не стало 22 года назад. Я помню его как человека с необыкновенным обаянием и отличным чувством юмора. Он был прекрасным рассказчиком, все его внимательно слушали, зная, что будет интересно и поучительно. Отец имел в коллективе большой авторитет, являясь председателем партийной организации театра.

В 1938 году он окончил Воронежское театральное училище, и с тех пор непрерывно работал. Сначала – во фронтовой бригаде театра юного зрителя, затем – в филармонии, а с 1944-го – в театре музыкальной комедии (с 1960 г. переименован в театр оперы и балета – прим. авт.). Театр для него был вторым домом. Сколько я его помню, он всегда был на работе, или, как любил говорить отец – на службе. А дома он чаще всего готовился к новой роли – учил партию, подбирал образы.

Среди его ролей можно вспомнить Aппа из «Белой акации» и Филиппа из «Вольного ветра» Исаака Дунаевского, Вундервуда из «Поцелуя Чаниты» Юрия Милютина, Ефима из «Вас ждут друзья» Валентина Белица, Трофима из «Факира на час» Никиты Богословского и многие-многие другие. Как Бржезовского его знают не многие, потому что в то время все выступали под псевдонимами. Театр музыкальной комедии сформировался на базе передвижной труппы талантливого актера и режиссера Лазаря Лазарева, а он, чтобы привлечь зрителей на спектакли, указывал на афишах не настоящие фамилии артистов, а выдуманные. В большинстве своем они были образованы от имен. Так и получился артист Владимиров.

Отец принимал активное участие в общественной жизни. За время работы в театре он десять раз избирался секретарем партбюро, 11 – председателем месткома, пять – членом президиума обкома профсоюза работников культуры. Тут они и познакомились с мамой – Марией Суздалевой.

Мама, настоящая русская красавица, была артисткой хора. Но Бог не наградил ее высоким ростом, и из-за этого ее не воспринимали всерьез, могли обидеть. Но по характеру она была бойкой, умела за себя постоять. И вот однажды кто-то из работников театра пожаловался на артистку Суздалеву в партком за ее «грубое» обращение. А отец, являясь его председателем, должен был вызвать ее «на ковер». Но такая, на первый взгляд, хрупкая и беззащитная девушка сразу расположила к себе, и у папы пропало желание ее ругать, а захотелось узнать получше. Так и началась их история любви.

Они всю жизнь прослужили в одном театре, не разлучались и на гастролях. Мама главных ролей не играла, всегда была в массовке, пела в хоре. А отец блистал на сцене, особенно ему удавались комедийные персонажи. Мама смотрела на него из-за кулис и гордилась своим талантливым мужем.

Одно из лучших моих воспоминаний – это поездки вместе с отцом на гастроли по городам СССР. Где мы только не бывали! И в каждом городе Владимира Владимирова принимали овациями. Я всегда понимал, что моего папу зрители любят за талант. Но из-за профзаболевания он был вынужден расстаться с театром – спустя 27 лет. Но сидеть без дела – это не про него. В 1967 году он возглавляет хоровое общество Воронежской области, куда его пригласил небезызвестный Константин Массалитинов.

Деятельность коллектива заметно улучшается с приходом папы. Он создает новые хоровые и музыкальные ансамбли, организует для них выступления. А воронежское хоровое общество становится одним из лучших в России. Среди последних достижений отца – создание Клуба любителей русской народной песни, деятельность которого направлена на сохранение и развитие лучших образцов воронежского песенного фольклора. В 1975 году Владимир Бржезовский уходит на повышение. Ему предлагают должность ответственного секретаря Воронежской организации Союза композиторов РСФСР. Здесь он ведет работу по пропаганде творчества советских композиторов.

У отца много наград: почетные грамоты обкома и горкома КПСС, министерства обороны и министерства культуры, семь медалей Советского Союза, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», звание «Почетный работник культуры».

Его не стало в 1996-м. Мне кажется, он еще многого не успел. Отец всегда горел идеями, знал, что будет интересно зрителю и в какой форме. Он всю свою жизнь посвятил сцене, и он достоин слышать наше «спасибо».