Газета,
которая объединяет

Точка на карте большой войны

Какие тайны Великой Отечественной хранит Свято-Успенский мужской монастырь в Дивногорье
Рубрика: Социум№43 (2215) от
Автор: Татьяна Повалюхина

В июне 1941-го по ходу продвижения войск повсеместно создавались медицинские учреждения. Временные – в непосредственной близости от боевых сражений и постоянные – в глубоком тылу. Медицинскими и эвакуационными госпиталями становились школы и санатории, аудитории вузов и номера гостиниц. Палаты и операционные располагались порой и в совсем неожиданных местах – в прежде действовавших монастырях. Одной из обителей, превращенной в 20-е годы минувшего века в Дом отдыха, был Свято-Успенский монастырь, где, по открывшимся недавно сведениям, в годы войны работал эвакуационный госпиталь.

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ

– Поиском исторических данных о монастыре мы занимаемся около двух лет. Обращались в архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, в краевую научную библиотеку, – говорит настоятель монастыря иеромонах Алексий (Сукачев).

В Государственном архиве Воронежской области нашлись отдельные факты, говорящие о закрытии обители в послереволюционное время и устройстве в его стенах Дома отдыха, а позже – санатория. Там же мы нашли информацию о том, что с июля 1941 по июль 1942 года здесь располагался эвакуационный госпиталь (эвакогоспиталь) №2636, а позже, после освобождения Воронежской области, с сентября 1944 по декабрь 1945 года – эвакуационный госпиталь №2616. Нам посоветовали обратиться на сайт «Мемориал», где мы нашли «Алфавитную книгу умерших эвакогоспиталя №2636», именно того госпиталя, что находился на площадке Дивногорье Юго-Восточной железной дороги. В книге были указаны фамилии, звания и причины смерти бойцов.

На запрос в Воронежский облвоенкомат ответ был неутешительным: «Эти люди в списках военкомата не значатся». Но известно, что эвакогоспитали во время боевых действий часто перемещались и учет погибших обычно не вели. Однако годовое пребывание госпиталя №2636 и более чем годовое – госпиталя №2616 в стенах Дивногорского монастыря понемногу подтверждается. По свидетельству очевидцев, еще недавно были живы те, кто работал в госпитале. Одна из бывших санитарок, Мария Ивановна Горботенко, вспоминала: там было так много крови и смертей, что она не выдержала и сбежала. По ее словам, погибших хоронили на горе, под горой и в лесочке. О существовании захоронений советских солдат помнят и те, кто работал после войны в туберкулезном санатории «Дивногорье». По воспоминаниям жительницы поселка «Тубсанаторий «Дивногорье» Татьяны Нелепиной, в монастыре, выше монастырского кладбища находились братские могилы.

БОЛЬ БЕЗ ГРАНИЦ

– Летом 1941 года поблизости располагались и военно-полевые, инфекционные госпитали, но на нашем месте – именно эвакуационный, – рассказывает отец Алексий. – Летом 1942 года госпиталь №2636 был переведен в Моршанск. Фашисты быстро наступали. Уже не было связи, прекратился подвоз продовольствия, враг продвигался по территории воронежского края. Госпиталь уходил очень поспешно: сначала спасали людей, потом увозили оборудование. Начальником эвакуационного госпиталя был Дмитрий Трутнев, преподаватель Воронежского медицинского института. Во время войны у Дмитрия Афанасьевича родился сын Борис. Борис Дмитриевич поделился потом воспоминаниями о том, что его мама также работала в госпитале. Было голодно. Санитарочка, сжалившись над малышом, давала из запасов провианта немного изюма, за что могла получить выговор от начальника госпиталя. Дисциплина требовала строгости, невзирая на родственность отношений.

Во время боев с августа 1942 по начало 1943 года в бывшем монастыре располагался вражеский военный госпиталь, куда свозили раненых из 2-й венгерской армии, о чем свидетельствуют захоронения венгров на территории монастыря. Документальные факты говорят о том, что венгерские палачи хладнокровно убивали сотни наших военнопленных, в том числе – на строительстве железной дороги от Харьковской магистрали до Ростовской железки летом 1942 года в районе Острогожска. Находили здесь вечный приют и альпийские стрелки 8-й итальянской армии…

СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ

Сейчас в Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре работает необычная музейная экспозиция. Она посвящена именно эвакуационным госпиталям №2636 и 2616, размещавшимся в годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях.

В экспозиции представлено более 120 экспонатов. Это документы из государственных архивов, включая военно-медицинский, и личных архивов жителей Воронежской области, семейные реликвии военных врачей.

Также здесь представлены медицинский операционный инструментарий, обмундирование военного времени и предметы, которые были обнаружены поисковиками на местах боев в Лискинском районе. Экспозиция занимает большую палатку, арендованную у лискинской воинской части.

Несколько экспонатов из своего семейного архива передал настоятель Свято-Успенского Дивногорского монастыря иеромонах Алексий. Это фотографии и военные награды деда.

– Мои дед и бабушка воевали, много родственников погибло. Бабушка была санитаркой, дошла почти до Берлина. Дед был артиллеристом. Его серьезно ранило, был отправлен в тыл на лечение с последствиями осколочного ранения, – не без гордости рассказывает отец Алексий. – Кстати, в хуторе Дивногорье живет уроженец Венгрии, который интересуется событиями военных лет. Признавая за своими соотечественниками вину за те злодеяния, которые они творили, человек этот приехал с искренними намерениями способствовать установлению и сохранению взаимопонимания между нашими народами.

Время бежит неумолимо, ветераны уходят из жизни. В ближайшем к нам селе Селявное-1 участников Великой Отечественной войны уже нет в живых. Остались только дети – узники концентрационных лагерей. И это поколение сменит молодежь, для которой война – далекая страница. Для них мы в первую очередь стараемся сохранить то, что связано с историей монастыря, с историей Лискинского района.