Газета,
которая объединяет

В плену гранита

В конце лета начнутся работы по установке памятника Алексею Кольцову на новом месте
Рубрика: Культура№44 (2216) от
Автор: Наталия Осадчая

Памятник Алексею Кольцову, демонтированный в прошлом году на Советской площади, ко Дню города будет установлен на Кольцовском бульваре. Говорят, что поэту ни в чем и никогда не было покоя, а судьба памятника нашему земляку подтверждает это мнение. Почему же судьба монумента оказалась такой сложной и противоречивой?

НА КОЛЬЦОВСКИЙ БУЛЬВАР

– Памятник Кольцову будет установлен, как и планировалось, по адресу ул.Кольцовская, 46д – на Кольцовском бульваре. Уже разработана проектно-сметная документация, на прошлой неделе мы получили по ней заключение государственной экспертизы, – рассказал «Берегу» руководитель управления строительной политики Воронежа Владимир Пешков. – Сейчас мы начинаем процедуру проведения торгов на выполнение работ по установке памятника. Установка скульптуры начнется в августе, а в начале сентября будет завершена.

Стоимость работ по установке, оборудованию специального постамента и по благоустройству прилегающей площадки оценивается в два миллиона рублей.

Сам памятник, по словам Пешкова, останется прежним. Ранее озвучивалось, что будет «укорочен» постамент, на котором стоит поэт, поскольку размеры гранитного монумента (более 10 м) не пропорциональны улице и зданиям, находящимся рядом – ведь создавался памятник совсем для другой местности.

«БЕЗ СОРОЧКИ Я РОДИЛСЯ НА СВЕТ»

Разобранный по частям памятник сейчас хранится на заднем дворе музея-диорамы. Со своего места на Советской площади он был демонтирован в июне 2017 года в связи с ее реконструкцией, поскольку, по мнению дизайнеров, монумент не вписывался в новую концепцию площади.

По Советской площади памятник тоже попутешествовал. Изначально в октябре 1976 года он был установлен возле Покровской церкви. Но у поэта, жившего в XIX веке, отношения с церковью не ладились, и новая, постсоветская власть пошла навстречу пожеланиям епархии, перенеся монумент подальше – к ул.Театральной.

Многим воронежцам памятник Алексею Кольцову тоже не пришелся по душе – трудно увидеть в этой суровой фигуре в верхней одежде, похожей на военную шинель, певца российских полей и степей: «Без сорочки я родился на свет». Да и известные изображения Кольцова представляют совсем иной образ поэта.

КОСАРЬ

Двух поэтов воронежцы считают своими – Ивана Никитина и Алексея Кольцова. Никитину в Воронеже памятник открыли в 1911 году, а вот Кольцову был установлен только бюст.

15 октября 1959-го, в год празднования 150-летия поэта, воронежцы собрались на митинг в Кольцовском сквере, посвященный закладке памятника в его честь.

«Тов. Сотников снимает белое полотно, и глазам собравшихся открывается гранитный постамент, на котором начертаны слова: «Здесь будет сооружен памятник народному поэту А.В. Кольцову. Октябрь, 1959», – писала в те дни газета «Коммуна».

Затем была выставка проектов с их общественным обсуждением, газеты сообщали, что выбор остановлен на проекте бронзового памятника, изображающего Кольцова в роли его поэтического героя – косаря.

Но что-то там с новым памятником не заладилось: то ли не включили его в план очередной пятилетки, то ли «сверху» не поддержали желание воронежцев увековечить поэта, но разговоры о нем вскоре затихли. Напоминанием о благородной идее при входе в сквер еще долго стоял закладной камень, а потом и он исчез.

ЧИНОВНИЧИЙ ДИКТАТ

К идее установки памятника Алексею Кольцову в Воронеже вернулись в 70-е годы.

– Министерство культуры в ультимативной форме заявило, что скульптуру изготовит Павел Бондаренко. Он был не просто скульптор, а лауреат госпремий, ректор Суриковского училища, – вспоминает почетный гражданин Воронежа, литературовед Олег Ласунский. – Уже тогда одним из вариантов установки была улица Кольцовская. Но скульптор его отмел, сказав, что поэту, воспевавшему русскую степь, и стоять нужно на просторе.

Когда представители воронежской власти и общественности обсуждали предложенный макет, то были шокированы: поэт с широкой душой изображался мрачной и скорбной фигурой. Бондаренко, рассказывают, замечаниями остался недоволен, но пообещал учесть их. Однако, когда памятник открыли, воронежцы, к ужасу своему, увидели, что скульптор ничего не поменял.

Уже через несколько дней весь Воронеж говорил о том, что автор, известный «политическими» памятниками, просто поменял голову на своей невостребованной работе – скульптуре Сталина или Дзержинского, поставив вместо нее голову Кольцова.

Кто знает, возможно, Воронеж все-таки дождется «своего» Кольцова – пылкого, свободного мечтателя с огромным сердцем и душой.