Газета,
которая объединяет

Беречь и развивать

Воронежцы высказались в поддержку Платоновского фестиваля
Рубрика: Социум№48 (2220) от
Автор: Герман Полтаев

Всего только 5,1% горожан считают, что Платоновский фестиваль не нужен, поскольку он не рассчитан на простых людей и дорого стоит. Это следует из результатов опроса, проведенного 21– 23 июня институтом общественного мнения «Квалитас» по репрезентативной для Воронежа выборке (в опросе участвовали 603 человека).

Отметим, что при этом большинство респондентов (87,2%) заявили, что никаких фестивальных мероприятий не посещали. Основной причиной была названа нехватка времени (49,8%). В том, что фестиваль им безразличен, признались лишь 7,2%. И всего лишь 4,4% опрошенных назвали причиной, по которой они фестиваль проигнорировали, высокую стоимость билетов.

Да, 5,1% воронежцев сказали, что Платоновский им не нужен. Зато 65,2% заняли прямо противоположную позицию: «Фестиваль надо беречь и развивать, потому что он является гордостью Воронежской области и поднимает культурную жизнь региона». А ведь большинство среди этих 65,2% не ходили на фестивальные мероприятия, однако и без того они, кажется, понимают суть уникального явления, каковым является для русской провинции фестиваль такого масштаба и качества.

Еще 20,2% придерживаются мнения, что фестиваль нужно переформатировать, изменить программную политику, и только в таком качестве он будет необходим. Но, возможно, эти резонеры просто не в курсе, что в Воронеже и области регулярно имеют место культурные события с той повесткой, которая пришлась бы им по вкусу. Либо их вкус настолько изощрен, что угодить ему в принципе невозможно.

Дотошные социологи задали горожанам и такой вопрос: «Как вы считаете, на кого рассчитана программа Платоновского фестиваля?» Ответы распределились неожиданным образом: почти половина – 48,4% – считает, что афиша феста рассчитана на узкий круг ценителей современного искусства; но при этом весьма значительна и доля тех, кто утверждает, что программа интересна широкому кругу жителей Воронежа.

Думается, что для фестиваля, существующего лишь восьмой год, это несомненный успех.
Свой опрос «Квалитас» проводил на фоне суровой дискуссии вокруг фестиваля и его художественного руководителя Михаила Бычкова. Противники Бычкова приводят в свою пользу среди прочих аргументов и такие, что, мол, это элитарное искусство, непонятное «простым людям» (хотя что может быть понятнее парада уличных театров?), к тому же подавляющее большинство не смотрит эти спектакли, не ходит на эти выставки и не слушает эту музыку. Да и дорогое удовольствие такой фестиваль.

Следуя этой логике, наверное, нужно ратовать за закрытие всех театров, выставочных залов, филармонии, поскольку подавляющее большинство населения игнорирует эти заведения на протяжении почти всей жизни. А между тем врио губернатора Александр Гусев на днях поддержал затею бывшего главного режиссера ТЮЗа Александра Латушко, предложившего создать на площадке бывшего опять же Дома офицеров Молодежный театр мюзикла. Латушко мотивировал идею перспективой трудоустройства выпускников Воронежского института искусств, и Гусеву это показалось разумным.

Тема дороговизны фестиваля тоже не сходит с уст его оппонентов. Что касается 2018 года, то его бюджета мы не знаем, а в 2017 году Платоновский обошелся в 78 млн руб. Многие говорят: дорого, лучше бы эти деньги пошли в районы на Дома культуры. Как будто Платоновфест живет за счет сельской культуры, отнимает у нее то, что принадлежит ей по праву. Хотя всем известно, что часть бюджета фестиваля формируют самые богатые люди региона – члены гражданского собрания «Лидер». Дали бы эти люди по своей воле хоть копейку на районные Дома культуры?
Надо полагать, они и фестиваль спонсируют не по одной только щедрости душевной, но в последнее время, когда Платоновский стал явлением модным, жертвенность воронежских капиталистов сделалась вопросом личного престижа. Ведь эти люди привыкли соперничать друг с другом во всем, и никто не хочет уступать.

Что же касается элитарности программы Платоновфеста, то в области проводится достаточно фольклорно-патриотических фестивалей, и есть основания полагать, что публику они собирают, не сопоставимую по численности с «платоновской», а гораздо меньшую.

Глава областного департамента культуры Эмилия Сухачева, выступая на закрытии Восьмого Платоновфеста, выразила сожаление, что не все мероприятия встретили однозначную оценку. Но, вообще говоря, в мире искусства однозначную оценку вряд ли можно считать комплиментом. Как раз разнообразие суждений отличает публику думающую от другой – назовем ее эмоциональной. В том-то и заключается задача искусства и – скажем шире – культуры: напомнить, что жизнь, в отличие от смерти, – неоднозначная штука.

А опрос «Квалитаса» свидетельствует о том, что Михаил Бычков нашел поддержку там, где, наверное, не ожидал ее найти – у обычных жителей Воронежа, отобранных по репрезентативной выборке.