Газета,
которая объединяет

Дрожь земли

Правда ли, что Воронеж – сейсмически опасная зона?
Рубрика: Социум№51 (2223) от
Автор: Наталия Осадчая

Время от времени в Воронеже вдруг начинаются разговоры о возможных землетрясениях и опасностях, которые они несут для города. Этим летом в Воронеже можно было слышать размышления: из-за возможности землетрясений в столице Черноземья нельзя строить метро. Можно ли считать рассказы о высокой сейсмоактивности мифом, или Воронеж и вправду может пережить потрясения?

СЕЙСМОАКТИВНОСТЬ – НЕ ПОМЕХА

На самом деле сейсмоактивность метрополитену не помеха. Вот мнение директора АО «Алматыметрострой» Мурата Укшебаева: «За свою безопасность при землетрясениях потенциальные пассажиры метро могут не беспокоиться. Более того, как показывает жизнь, в сейсмически активных районах подземные сооружения (тоннели, метро и т.п.) являются наиболее безопасными. Это было доказано на примере землетрясений в Мехико, Сан-Франциско. А при последнем сильнейшем землетрясении в японском городе Кобэ при стопроцентном уничтожении поверхностных сооружений универсальный магазин, расположенный под землей, полностью сохранил свои конструкции».

Наверное, метростроевец все-таки понимает, о чем говорит: каждый год в алматинском регионе фиксируют почти 200 слабых подземных толчков. И метро строят в таких зонах, где ощутимые колебания земной коры – обычное явление. Главное – учитывать возможные колебания земли.

«ОТ СОТРЯСЕНИЯ ЛЮДИ ПАДАЛИ»

Известно, что первое зафиксированное в советской истории землетрясение в Москве произошло 10 ноября 1940 года, когда была отмечена сейсмическая активность, оцениваемая примерно в 5 баллов. Ее причиной стала мощная встряска в Карпатских горах, сопровождающаяся разрушительными событиями в эпицентре. Отголоски волнений ощущались также во многих городах СССР, в том числе в Воронеже.

Нечто похожее на землетрясение в Воронежской области наблюдалось еще в XIX веке. Так, по данным Геофизического центра РАН, 13 октября 1832 г. в Воронежской области вблизи города Павловска в селе Басовка жители «ощущали сильный подземный удар с довольно продолжительным подземным гулом, от сотрясения люди падали, а во многих хижинах села из окон выпадали стекла. Сила сотрясения по этим признакам оценивается в 5 баллов, возможно, 5-6 баллов. Сведения о землетрясении имеются из трех пунктов с расстояния не менее 10-20 км, что позволяет оценить глубину его возникновения в 5-10 км. Сомнений в его тектоническом генезисе не возникает». Нечто похожее в Павловске наблюдалось семью годами ранее – 2 августа 1825 года. Оно также сопровождалось подземными звуками, колебаниями воды в Дону и по силе, возможно, превосходило землетрясение 1832 года, так как в домах «вся мебель колебалась».

В 1977 году в Румынии произошло Карпатское (Бухарестское) землетрясение – одно из самых мощных и разрушительных за всю историю страны. Природный катаклизм унес жизни более полутора тысяч человек. Именно это землетрясение почувствовали и запомнили воронежцы – тогда в домах звенела посуда, качались люстры. Особенно ощутимо было землетрясение на верхних этажах.

ВИНОВАТЫ КАРПАТЫ

В 90-х годах в Воронеже вспыхнул какой-то особый интерес к сейсмической активности региона. О возможности природного явления писали все СМИ. Правда, скептики утверждали, что проблема «высосана из пальца», потому что ставшие никому не нужными в новом мире ученые любыми путями пытаются «придумать» себе работу. Но результатом настойчивости ученых стало появление в декабре 1996 года сейсмической станции «Воронеж» на окраине города, а в феврале 1998 года – станции «Дивногорье» на территории одноименного заповедника. Научные наблюдения подтвердили предположения, что воронежскую землю слегка «потрясывает».

В 1996 году в столице Черноземья на научную конференцию, на которой удалось побывать и автору этой статьи, собрались сейсмологи со всей страны. Тогда же ученые озвучили расчетные оценки возможных землетрясений в районе Нововоронежской АЭС (из отчета института Атомэнергопроекта за 1995 год): одно землетрясение интенсивностью в 7 баллов по 12-балльной шкале возможно раз в 100 тыс. лет, в 6 баллов – раз в 10 тыс. лет, в 4 балла – раз в сто лет.

«Распространение упругих волн имеет свои законы. К нам доходят упругие волны с Карпат. Они движутся на Воронеж и далее до Москвы. Землетрясения, происходящие на Кавказе, например, к нам никакого отношения не имеют», – рассказал академик РАН Владимир Страхов, возглавлявший институт физики Земли с 1989 по 2002 годы.

Кстати, когда в мае 2013 года Москву «затрясло» из-за сильного землетрясения в Охотском море, в Воронеже также ожидали отголоски природного явления. Но столица Черноземья стояла спокойно.

ЗЕМЛЯ ВСЕГДА «ВЗДЫХАЕТ»

В статье «О землетрясениях на территории Воронежского кристаллического массива», опубликованной в «Вестнике ВГУ», рассказывается о Никольском землетрясении, произошедшем 31 марта 2000 года в 20 км от Калача интенсивностью в 5 баллов (по другим данным – 3,8 балла). Это самое мощное землетрясение, зарегистрированное в нашей зоне. По словам местных жителей, почувствовавших толчки, «было ощущение, что в дом врезался грузовик».
По мнению кандидата геолого-минералогических наук Людмилы Надежко, «нас трясет постоянно».

– То тут, то там земля «вздыхает» с силой в один-два балла, – говорит ученая. – Эти «незаметные» толчки не так уж и безвредны! Они не только приводят к трещинам в стенах домов, но и в конце концов могут стать причиной обрушения наиболее ветхих зданий.

Последнее сообщение о возможных колебаниях в Воронеже относятся к сентябрю 2016 года, когда воронежские СМИ написали, что жители города рано утром почувствовали отголоски землетрясения, произошедшего в Румынии. Однако в воронежском отделении Росгидрометцентра не зафиксировали сейсмической активности. Не подтвердили данные о подземных толчках и в областном управлении МЧС.

В настоящее время в регионе функционирует двухуровневая сеть сейсмических станций, состоящая из семи цифровых и одной аналоговой станций.

Что ж, пусть и дальше рассказы о воронежских землетрясениях останутся на уровне «неподтвержденных ощущений» и превратятся просто в легенды.