Газета,
которая объединяет

Композитор Григорий Гладков:

«Воронеж – идеальное место для жизни!»
Рубрика: Культура№58 (2230) от
Автор: Марина Хоружая

На летней детской ассамблее искусств «С детьми на одной волне», которая была организована продюсером и композитором Виталием Осошником и длилась в столице Черноземья 10 дней, в качестве почетного гостя побывал известный композитор, автор бессмертного детского хита «А может быть, ворона?» Григорий Гладков.

На протяжении всех дней, что длилась ассамблея, талантливые дети постигали азы артистической профессии – сценическое мастерство, технику вокала, хореографию, психологию сцены, сценический образ и т.д. Здесь проходили кастинги, конкурсы, мастер-классы, танцевальные баттлы и ежевечерние отчетные концерты. Григорий Гладков тоже не остался безучастным и решил поддержать талантливую молодежь. Тем более, по собственному признанию, автор «Пластилиновой вороны» очень любит наш город: «Воронеж и Воронежская область – идеальное место для жизни. Я бы с удовольствием пожил здесь на склоне лет. Если бы мне дали право выбирать третью столицу России, это был бы, конечно, Воронеж».

Григорий Васильевич рассказал юным воронежским артистам о том, что свою первую песню написал в 6 классе. В это же время освоил игру на баяне, а через три года научился играть на гитаре. «Моя мама была заведующей яслями, и дома постоянно звучали детские песни, – вспоминает Гладков. – Видимо, все это и отложило отпечаток на мою дальнейшую судьбу. Мне всегда легко сочинялись волшебные сказочные песни...»

«МРАЧНУЮ МУЗЫКУ ПИШУ ЧЕРЕЗ СИЛУ!»

– Григорий Васильевич, вы дружили с нашим земляком – режиссером Александром Гришиным и даже писали песни для его фильмов. Как сложился этот тандем?

– Александр Гришин закончил ВГИК, был любимым учеником Марлена Хуциева (советский кинорежиссер, сценарист, актер – прим. авт.). Марлен Мартынович говорил, что он талантливый был невероятно. Саша родился с врожденным пороком сердца, нужна была плановая операция, а он ее оттягивал сколько мог. Потом сделал. И умер после операции – в 1989 году.

А познакомились мы на Одесской киностудии, куда его распределили работать после окончания ВГИКа. Я там писал музыку к фильму «Сказки старого волшебника», и во время каких-то посиделок он предложил мне написать музыку к фильму «Поезд вне расписания». Фильм про подростков, и музыка должна была быть электронная. А я как раз в то время увлекался электронной музыкой, и ему нравились мои эксперименты. Музыка, конечно, получилась потрясающая, она входит во все антологии первой советской компьютерной музыки. Потом он стал снимать свой второй фильм «Всего один поворот» – мелодраму о 30-летней женщине, которая уходит от гонщика к моряку. Я как раз был в возрасте героини, и мне ее чувства были понятны. Хорошая получилась музыка. Там такие вокализы, которые исполнила Марина Капуро из ансамбля «Яблоко»!..

Саша был потрясающе талантлив – и как режиссер, и как поэт. В обоих фильмах были песни на его стихи. В третьем его остросюжетном фильме «Щенок» по пьесе Юрия Щекочихина была уже не моя музыка. Фильм страшный, а я человек веселый. Можно было и в эту историю окунуться, но как-то Саша понял, что я буду делать это через силу. Всего три фильма успел сделать ваш земляк Александр Гришин. Страшно любил Воронеж, пел про него, вспоминал часто… Был необыкновенным патриотом и всех заражал любовью к вашему городу.

– А что-то новое сочиняется в детском жанре? Или только перепевается старое?

– Есть, конечно, и новое. Просто сейчас так много информации, что не успеваешь отслеживать. И это не показывают в прайм-тайм, а жаль. Ведь хорошие мультфильмы воспитывают новое поколение. Действительно, был период затишья – остановилось производство мультфильмов, а сейчас наша мультипликация на подъеме. У нас прекрасные мультсериалы, которые продаются за рубежом. Взять ту же «Машу и Медведя», «Лунтика», «Смешариков», мультики про богатырей наших… Ваша студия снимает «Снежную королеву». Молодцы ребята! Не знаю, как они это все придумали. Сначала я думал, что они берут какую-то зарубежную кальку, а потом познакомился с ними и узнал, что они все делают сами.

– А вы могли бы бескорыстно написать музыку для талантливого молодого мультипликатора, у которого нет денег?

– Конечно, такое не раз было. В Харькове открылось арт-кафе «Пластилиновая ворона», и все начали мне намекать на авторские права. Да какие там права! Мы счастливы, что мультфильм живет до сих пор, что о нем помнят! Есть, конечно, злостные пираты, которые тайно зарабатывают на нас. С такими жуликами, конечно, необходимо бороться. А молодым надо помогать – откуда у них деньги?

«СОХРАНИТЬ В СЕБЕ РЕБЕНКА»

– Как, на ваш взгляд, сейчас нужно писать для современных детей?

– Максим Горький сказал: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше!» А вот слова Михаила Зощенко: «Писать для взрослых надо так же, как для детей, только хуже». Я вам открою страшный секрет: люди типа меня, которые пишут детские стихи, песни, снимают фильмы для детей и т.д., вообще о детях не думают! Они пишут это для себя. Такое дуракаваляние, чтобы сохранить в себе ребенка. Есть и такой метод в искусстве – «как ребенок».

Но я могу сказать одно – яркая мелодия пробьет все: и гаджеты, и все остальное. В песне главное – мелодия, мотив. А аранжировки могут быть разные. Есть ведь ремиксы, ремейки… Это тоже жанр. Все старые детские хиты перепеты. Целые ансамбли появились. И ремиксы потрясающие, современные. У них аранжировки сегодняшнего поколения, а мелодия и слова прежние. Даже «Пластилиновую ворону» – балладу без припевов – осовременили. Ее поет «Хор Турецкого», трэш-группа «Рогатые трупоеды» – я в интернете видел. На сцене у них могилы, черепа, кладбище, дым идет… Так что «Ворона» есть и в таком варианте.

– И все же сегодня пишут мало талантливых произведений – таких, чтобы у всех были на слуху. У композиторов, наверное, кризис…

– Не кризис, таланта нет просто. А может, и есть талант, но этого композитора время не оценило. Нет хита. А ведь довольно одной такой песни, и уже здорово. Это же великое таинство – сочинить песню, которую все будут петь. Чтобы она не была пошлой… Не у каждого получается «Муха-Цокотуха», как у Чуковского.