«Хочешь конфетку?»
Девятнадцать из двадцати детей добровольно уйдут с незнакомым человеком. К такому выводу в ходе эксперимента пришли волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». И хотя о «подозрительных элементах» им было рассказано неоднократно, истории повторяются вновь и вновь. Почему дети уходят с незнакомцами и как этому можно противостоять, выяснял корреспондент «Берега».
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ?
Нике Петровой (имя изменено – прим. авт.) сейчас 13 лет, но она каждый день вспоминает, как незнакомый мужчина попросил ее подержать умирающую птичку, пока тот будет бинтовать ей раненую ножку. Это было в 2014 году прямо на детской площадке в районе, близком к Воронежу. Мама девочки ненадолго отвернулась, чтобы поболтать с подругой, а когда посмотрела в песочницу, Ники там не было. К счастью, тогда все закончилось благополучно: мужчина не успел далеко увести ребенка, мама увидела, в какую сторону они направились. А похититель скрылся.
По Воронежской области, считают волонтеры, таких историй наберется с десяток в год, а то и больше. Но реальных случаев, когда дело доходит до правоохранителей, гораздо меньше. Всего в регионе за год объявляют в розыск около 300 детей, похищений – обычно всего несколько случаев. В Воронежской области детей крадут нечасто, обычно они сами уходят из дома или теряются в лесу, большом городе. Но если задаться целью и посмотреть, как ребенок будет общаться с незнакомым человеком, окажется, что почти любого можно обмануть и увести за собой.
– Мы постоянно говорим детям: «Не разговаривайте с подозрительными людьми». Или: «Никуда не уходите с подозрительными дядями и тетями». И так, сами того не осознавая, формируем у детей определенный стереотип, – рассказывает инфорг поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» по Воронежской области Наталья Филипповских. – После проведения подобных экспериментов мы спрашиваем у детей, почему они все же пошли с тем или иным человеком. Чаще всего отвечают, что новый знакомый не показался им подозрительным. Это был самый обычный человек. Он не ассоциировался у детей со злом.
Первое, что нужно уяснить ребенку, уверены волонтеры, – это то, что не каждый взрослый ему друг и вряд ли обратится к нему за помощью, если она будет в действительности ему необходима.
– Адекватный взрослый не будет просить ребенка помочь ему достать котенка с дерева или донести сумки до подъезда. Нужно научить ребенка говорить «нет» в подобных ситуациях, – объясняет Филипповских.
КОГДА ШАБЛОН – ЭТО НЕПЛОХО
В любых ситуациях, связанных с опасностью, говорят волонтеры, у родителей и детей должен быть выработан определенный план поведения. Например, если вы потерялись в крупном торговом центре, скажите ребенку, чтобы он обратился за помощью к сотруднику охраны, который может проводить его до стойки информации, где вы уже будете его ждать.
– Необходим шаблон элементарных действий. Если вы не смогли одновременно выйти из автобуса, переполненного людьми, то ребенок должен остаться ждать вас там, где вышел, не двигаясь с места. А если кто-то чужой, не родственник, будет пытаться удержать ребенка или возьмет за руку, то он должен громко кричать – сразу, не задавая никаких вопросов. Это привлечет широкое внимание, и никакой похититель не рискнет совершить преступление при таком количестве свидетелей, – говорит Филипповских.