Газета,
которая объединяет

Перестраховщики

Как общественники прошлись по рынку ОСАГО
Рубрика: Социум№60 (2232) от
Автор: Александр Ягодкин

Общероссийский народный фронт с активным отделением в Воронеже вдруг обнаружил очевидные и давно известные «странности» страхового рынка. Особенно в знаменитом ОСАГО.

Активисты ОНФ провели мониторинг и констатировали: на рынке ОСАГО полно абсурда! Мониторинг охватил 29 СК, включая крупнейшие – «Ингосстрах», «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия», ВСК, «Альфастрахование» и др., 2345 автовладельцев в 46 регионах РФ.

К общественникам, мол, поступает много жалоб на проблемы с покупкой полисов ОСАГО. Растет и число исков от россиян в суды с требованием выплат по ним. По данным Центробанка РФ, в
2017-м граждане направили 90400 жалоб на страховые фирмы; из них 86% связаны с ОСАГО. Чаще всего люди жалуются на неверный расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ), проблемы с покупкой e-ОСАГО из-за технических ошибок на сайтах, навязывание дополнительных услуг и отказы страховых фирм от заключения договора.

В 2017-м в суды подано более 390000 исков, связанных с ОСАГО. Иначе говоря, цивилизованные нормы в сфере ОСАГО и не ночевали, а то, что происходит на этом псевдо-рынке, может привести в ступор жителей развитых стран.

Из 300 попыток общественников оформить e-ОСАГО успешными стали меньше половины – 41%. В основном из-за ошибок при регистрации, вводе данных о страхователе и транспортном средстве, загрузке документов, проверке и обработке данных. 25% респондентов получили перенаправление на сайт РСА или замещающего страховщика, который выглядит сомнительно. В Воронежской области, например, у предложенного системой страховщика не было даже собственного офиса.

А при попытках купить бумажный полис клиентам по-прежнему навязывают дополнительное страхование – жизни, здоровья или имущества. И еще сотрудники СК требуют с автовладельцев плату за обязательный техосмотр у страховщика, за помощь в оформлении e-ОСАГО и др.

А уж с коэффициентом «бонус-малус» и вовсе беда: более 40% клиентов СК не согласились с тем КБМ, который рассчитали им страховщики.

Правда, клиенты и сами при этом не шибко готовы к дискуссии с СК: лишь 37,3% знают, как проверить свой КБМ, и только 25,7% – что делать, если СК рассчитала его неверно.

Этой осенью всех честных автолюбителей ждет очередной сюрприз. Центробанк и правительство РФ подготовили реформу ОСАГО: расширят коридор для базового тарифа, введут новый расчет КБМ и в течение 5 лет дадут право страховщикам самостоятельно устанавливать тарифы и поправочные коэффициенты.

То есть страховщики, похоже, получат еще больше возможностей выжимать деньги у автомобилистов. Хотя они и без того охотно ошибаются в свою пользу при расчете стоимости полиса и часто занижают страховые выплаты. А уж навязывание дополнительных услуг, которое вызвало бы изумление и охотничий блеск в глазах антимонопольщиков и правоохранителей цивилизованных стран, в России остается не исключением, а нормой.