Газета,
которая объединяет

Недетские «игры» детей

Клинический психолог Виктория Квасова – о проблеме подросткового суицида
Рубрика: Социум№66 (2238) от
Автор: Ирина Лазарева

Некоторые эксперты утверждают: несмотря на то, что Россия давно покинула десятку стран с самым высоким уровнем суицида, ситуация в стране остается крайне напряженной, особенно – среди детей и подростков. Ежегодно совершают самоубийства приблизительно 15 из 100 тысяч.

Накануне Всемирного дня предотвращения самоубийств, который отмечается 10 сентября, «Берег» встретился с Викторией Квасовой, клиническим психологом Воронежского областного психоневрологического диспансера, учредителем некоммерческой организации «Рост», которая занимается в том числе профилактикой суицидальных наклонностей у детей и подростков.

«ЗНАЕТЕ, А Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ»

– Виктория, некоторые специалисты-психологи полагают, что проблему детского и подросткового суицида уже нужно называть шокирующей. Каково ваше мнение на этот счет?

– Цифры, о которых говорят статистики, конечно, могут шокировать, но важно смотреть на них в ретроспективе. Число самоубийств в России сокращается из года в год. За время существования нашего НКО я вела только трех подростков, которые сознались в своих намерениях совершить самоубийство, хотя три-четыре года назад их минимум было вдвое больше. Но какое бы количество самоубийств ни совершалось людьми любого возраста, эта тема для нашей страны всегда будет оставаться актуальной. Клинические психологи, специалисты в школах, частные консультанты, к которым родители приводят своих детей, должны уметь отслеживать суицидальные настроения, чтобы вовремя пресечь негативные последствия.

– Не секрет, что понятия «не зафиксировано попыток самоубийства» и «не было» – не одно и то же…

– Верно. Если попытка суицида задекларирована медиками, то это – автоматически постановка на учет в психдиспансер. Родители стараются этого избежать, боясь испортить будущее своему ребенку. Но без помощи специалистов тут не обойтись. Наша некоммерческая организация – своего рода перевалочный пункт: здесь можно получить квалифицированную помощь от профессионалов, карту эмоционального состояния подростка – с его страхами и переживаниями, при этом без «волчьего билета».

– С какими случаями вам приходилось работать?

– Самое явное, а потому страшное желание умереть я наблюдала у первоклашки, когда еще занимала должность школьного психолога. В общеобразовательных учреждениях в начале года проводятся обязательные лекции у школьников, определяется их эмоциональное состояние. После одного такого практикума ребенок подошел ко мне и сказал: «Знаете, а я не хочу жить». В его словах, раскрывающих причины такого настроения, даже была своя логика. Неблагополучная семья, отсутствие интереса к тому, что происходит в его жизни со стороны родителей, приводили его в отчаяние. И такой случай, когда ребенок сам обращается за помощью, едва ли не один на миллион. Это крайне редко происходит. Долго работали с его семьей, малыш быстро учился, с мамой было сложнее. Взрослые тоже должны менять свое поведение, но объяснить им это гораздо сложнее. Обычно родители приводят ребенка к психологу и просят: сделайте мне из плохого хорошего. Но так не бывает. Это результат общих усилий.

Была у меня девочка, на которую проблемы обрушились как снежный ком, разом – несчастная первая любовь, «терки» с сестрой, у мамы проблемы на работе. Девочка стояла на 16-м этаже и хотела спрыгнуть. Ее, можно так сказать, остановил ребенок, гулявший внизу на детской площадке. Из мгновенного транса, в который девочка погрузилась внезапно, ее вывела мысль о том, какая картина предстанет перед малышом, если она все-таки спрыгнет...

Работала также со школьницей, которая состояла в «группе смерти». Я заметила у нее следы от порезов на руке.

«СУИЦИД ПОМОЛОДЕЛ»

– А можно ли определить возраст подростка, с которого проблема суицида становится актуальной?

– Суицид помолодел. Сегодня самая проблемная категория – это дети 10-17 лет, хотя еще несколько лет назад это было трудно вообразить. За последние 50 лет произошел резкий скачок в физическом развитии подростков.

– Какие причины могут привести ребенка к печальному исходу?

– Конфликты с родителями, травля в школе или во дворе, проблема взаимоотношений полов – от первой неразделенной влюбленности до первого неудачного сексуального опыта. Все эти факторы становятся еще более угрожающими на фоне подростковой акселерации. Важно, чтобы родители проявляли интерес к жизни ребенка и старались выяснить, с чем могут быть связаны его поведенческие изменения. Влюбленной девочке, к примеру, лучше один раз прореветься маме в жилетку, чем осознать, что ее проблема не воспринимается всерьез родной матерью.

– Как родителям узнать, что у ребенка появились в голове нехорошие мысли?

– Различают три стадии – тревога, депрессия и отчаяние. У каждой из них есть свои триггеры, но заметить их у подростков бывает непросто. Нужно быть внимательным к своему ребенку, разговаривать с ним по душам и всегда давать почувствовать свою любовь и поддержку. Помните: он не должен оставаться один на один с проблемой.