Газета,
которая объединяет

«Мы не знали, что брат пропал без вести»

Воронежец Иван Рязанцев – о годах войны, весточках с фронта и семилукской Аллее Героев
Рубрика: Социум№70 (2242) от
Автор: Ирина Лазарева

Для Ивана Рязанцева открытие в Семилуках Аллеи Героев стало событием неординарным: на одной из стел, посвященных Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, выбито имя его брата Николая, который ушел на фронт в 1942 году и пропал без вести в 45-м.

Когда ведущие читают короткую биографическую справку о Николае Рязанцеве, руки его брата Ивана, присутствующего на открытии Аллеи Героев в качестве почетного гостя, дрожат, а на глаза наворачиваются слезы. Иван Дмитриевич размышляет о несправедливости судьбы: тот, кто бесстрашно сражался с фашистом, чтобы подарить всем нам мирное небо, все же погиб в одном из последних боев – незадолго до Дня Победы.

– Мой брат был призван на службу в армию в 1941 году, ему было всего двадцать. Его направили учиться в Сталинградское военное танковое училище, а оттуда – в феврале 1942 года – он попал на фронт, – рассказывает Иван Рязанцев. – Мои воспоминания о нем очень скудны, я младше Коли на десять лет. Помню, что он был очень энергичным и добрым человеком, а еще чуб у него был всем на зависть! Жили мы в Семилуках – они были тогда селом – и брат соорудил для детворы и молодежи карусель. Все возле нее собирались и катались в удовольствие, а Коля еще музыку всякую играл.

Николай Рязанцев участвовал в боях на многих фронтах Великой Отечественной войны. Несколько раз был ранен, но при любых обстоятельствах проявлял мужество.

– Однажды во время обстрела он едва не сгорел в танке, но ему удалось выбраться. Мы бывали у него в госпитале, он не падал духом, не сдавался и всегда верил, что Советский Союз победит фашизм, – вспоминает Рязанцев-младший.

К 1944 году гвардии лейтенант Николай Рязанцев командовал танковым взводом 170-й танковой бригады 18-го танкового корпуса шестой армии 2-го Украинского фронта. Особенно отличился во время освобождения Румынии. Рязанцев вместе со своим экипажем в августе того же года атаковал вражескую колонну, отступающую от Ясс, уничтожил три самоходных и четыре противотанковых орудия, несколько десятков солдат и офицеров противника.

– Очень опасное сложилось положение, но брат принял решение принять бой. В итоге немцы были вынуждены отступить. Николай выбрал грамотную позицию, с которой можно было вести борьбу с минимальными потерями для взвода, – продолжает Иван Дмитриевич. – Коля регулярно посылал весточки домой, благодаря им и сохранилась информация о его боевом пути. Подробные письма предназначались маме, он ее очень любил и не мог допустить, чтобы она волновалась.

Хлопот маме хватало. В 1943 году, когда немцы вошли на семилукские земли, она с младшими детьми была вынуждена прятаться и жить в земляном подвале; фашистская авиация атаковала ежедневно. А позже ей пришлось присматривать еще и за советским солдатом, которого ранили в ноги, но в плен почему-то не взяли. Солдат в буквальном смысле дополз до калитки семьи Рязанцевых.

Все это непростое время Николай Рязанцев поддерживал переписку с семьей, но в какой-то момент она резко оборвалась. Позже стало известно, что Николай Дмитриевич пропал без вести под Будапештом. В марте 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за мужество и героизм, проявленные в Ясско-Кишиневской операции» посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также Рязанцев был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Суворова III степени.

– День Победы я встретил на отдыхе в «Артеке». Нас подняли в пять утра, все радовались, что закончилась эта страшная война. И я радовался. Но позже пришло извещение: Коля пропал без вести. Мы думаем, что он погиб, но где могила – не знаем. Мы пережили страшные годы войны, холод, голод. Лишились жилья. Когда мы вернулись после эвакуации, вместо домика своего нашли лишь руины, а рядом – заросший огород. Так и стали все заново по кирпичику собирать. Переехать удалось гораздо позже, когда я стал работать. Отогрелись, дома отстроили заново, посадили огород, но вот вернуть тех, кто сражался за мир на земле и погиб, нам, к сожалению, не под силу. Все, что мы можем, – помнить о них, не забывать. Спасибо организаторам, что такую Аллею Героев открыли. Уверен, что она будет напоминать молодому поколению о примерах подвига, мужества и героизма наших земляков.