Газета,
которая объединяет

Пряников всегда на всех не хватает

Малому бизнесу предлагают все больше программ и все меньше денег
Рубрика: Социум№72 (2244) от
Автор: Лев Рыбкин

Правительство РФ разработало «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года», которая сразу же была удостоена скептических отзывов экспертов, в том числе аудиторов ныне кудринской Счетной палаты. Сомнение вызвала слишком простая формула роста доли малых и средних предприятий в ВВП страны: 1% в год. Не больше и не меньше.

А чуть ранее Александр Гусев объявил почти аналогичную цель для региона: удвоить за 10 лет обороты воронежского малого бизнеса. Эта программа ни у кого не вызвала скептических рецензий, хотя она кажется более сложной: ведь мы берем за показатель абсолютный рост. Как бы ни трясло «большую экономику», ее отдельно взятый сектор МСП в отдельно взятом регионе должен расти по утвержденному плану и удвоиться в обозримом будущем. Насколько достижима цель на каждом уровне?

С тех пор как в начале века было решено догнать Запад по доле малого бизнеса в экономике, цифра в 60% маячит перед нами, как морковка перед осликом. Было признано, что 60% дают необходимую большую стабильность, гибкость, чем экономика промгигантов и монополий.

И ведь был момент, когда, казалось, мы вот-вот догоним «морковку». С 2002 по 2012 год количество МП, СП, ИП и т.д. выросло вдесятеро. А потом рост замедлился. И сколько мы в последнее время ни смазывали рельсы, паровоз двигался с мучительной медлительностью.

«Цели, поставленные на предшествующие годы, выполнены не были, – безжалостно констатирует пресс-релиз Счетной палаты. – Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве по состоянию на начало января текущего года составляла 19,3 млн человек, тогда как президент ставил цель – довести ее к 2018 году до 20 млн человек. По статистике, лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше…»

И чего этим предпринимателям, казалось бы, надо? Доля торговли в малом бизнесе Воронежской области достигла пределов, новые предприятия в этом до сих пор самом привлекательном секторе больше не нужны – и это, возможно, главная причина торможения на нашем региональном уровне? Искренне обнадеживает создание инвестплощадки для субъектов малого и среднего предпринимательства в индустриальном парке «Масловский». Только в свете этого факта есть смысл «ставить на регион».

С 1998 года в Воронежской области работают государственный Фонд поддержки малого бизнеса с 22 филиалами в районах области, микрокредитная организация Фонда и Гарантийный фонд Воронежской области. Увы, вся эта инфраструктура выдает займов примерно на 400 млн в год – это один средненький кредит в «большой экономике». Спроси любого начинающего предпринимателя – он пожалуется на недоступность кредитов.

Но все-таки бизнес понемногу растет – более того, по данным Воронежстата, растет его экономическая эффективность. В 2017 году прибыльность воронежских предприятий в среднем упала вдвое, а показатели у малых, наоборот, выросли на 5,8%. Первое разумное объяснение – киты воронежского бизнеса самые прибыльные свои подразделения оформляют как МП, чтобы получить льготы.

– Малым, микро- и индивидуальным предприятием быть выгоднее, чем даже средним, – считает руководитель городской «Опоры»

Сергей Наумов. – У малых больше льгот, и им легче в случае чего вообще исчезнуть из поля зрения официальных структур. Поэтому средние могут формально дробиться и мимикрировать под малые.

Увы, у чиновников нет стимулов выявлять случаи такой фальсификации, потому что надо отчитываться за рост сектора. И, помимо новой Стратегии, уже появился нацпроект «Малый бизнес». А у каждой программы верстается свой региональный фрагмент, да и действующие стратегические документы никто не отменял.