Газета,
которая объединяет

«Поезд, который нельзя остановить»

Актер театра «Шут» Владислав Ефанов – о профессии и творческой судьбе
Рубрика: Культура№74 (2246) от
Автор: Ирина Лазарева

Куклы умеют все, и если «веревочки» не слушаются, то это вина исключительно актерская. В этом убежден артист театра кукол «Шут» Владислав Ефанов, который уже 15 лет служит в воронежском театре.

– Расскажи нашим читателям, как ты оказался в театре кукол «Шут»?

– Меня пригласил Валерий Вольховский в 2003 году. Он приехал в Екатеринбургский государственный театральный институт искусств к своему другу, заслуженному деятелю искусств, настоящему мастеру и великому педагогу Сергею Жукову, на курсе которого я и учился. Вольховский набирал труппу, Жуков – предложил ему пять человек, четверо приняли приглашение, и я – в их числе.

Кстати, большая часть труппы театра кукол «Шут» – это выпускники одного мастера, хотя и разных лет. И так как у нас одна школа, нам очень легко работать друг с другом. У нас одно восприятие мира искусства, творческих и метафорических задач. У нас одна линейка. Мы быстро ловим интонации друг друга, мыслим одинаково. Часто многие вопросы решаем на уровне жестов.

Но я не хочу сказать, что играть с другими труднее. Просто изначально нам нужно было чуть больше времени, чтобы притереться. Кукольное мастерство – это коллективное творчество. Одна какая-то кукла, например, живет только потому, что ее водят несколько человек. И тут важно, чтобы все дышали в одном ритме. От этого даже мурашки по коже бегут. Это волшебное чувство, когда плечо твоего коллеги поднимается и опускается вместе с твоим, и вы не договариваетесь об этом, вы даже не смотрите друг на друга.

– А бывает так, когда «дышать в одном ритме» не получается?

– Конечно. Но это связано, как правило, с определенными жизненными ситуациями. Ушел из жизни близкий человек, а тебе надо выходить на сцену, улыбаться, играть какого-нибудь веселого клоуна. Вот надо, а ты только и думаешь – а как жить дальше? У меня такое случалось. Но включается профессиональное мастерство. Ты выходишь и улыбаешься, а потом приходишь в гримерку и плачешь…

Но твои слезы никому не нужны. Зрители пришли повеселиться, приятно удивиться, получить хорошее настроение. И они, дети, ни о чем не должны подозревать. Им твои проблемы не нужны. Умер у тебя близкий человек, сломал ли ты ногу или у тебя температура под 40 – неважно. Выходи и делай то, что должен.

– Есть такое выражение: «Великое счастье слышать, что говорит тебе кукла». О чем рассказывают тебе твои куклы?

– Я с ними договариваюсь о том, что мы будем делать на сцене. Ведь они все могут. Если у нас что-то не получается, то это я не могу, я не нашел дорожку к нужным движениям и эмоциям, а не потому, что кукла какая-то не такая.

– Театр кукол, на твой взгляд, – это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?

– Скорее всего, искусство, потому как я нахожу в этом и воспитательный процесс – для детей, взрослых, для себя самого, и развлечение. Это искра, что-то магическое и необъяснимое. Я кайфую оттого, что перед выходом испытываю какой-то щелчок в голове. Вот 11.59, и через минуту ты должен выходить на сцену. Включились софиты, и ты должен появиться, тогда все начнется. Это состояние, когда поезд поехал, и остановить его нельзя. Оно так возбуждает и будоражит, что у меня, даже если что-то болит, сразу проходит. Я забываю о проблемах.