Газета,
которая объединяет

Дорога, дорога, ты знаешь так много

За последние два года в Воронеже отремонтировано почти 300 км дорожной сети
Рубрика: Социум№77 (2249) от
Автор: Наталия Осадчая

Таких объемов дорожных работ, как в последние два сезона, столица Черноземья не знала никогда. Столь масштабный подход к ремонту автодорог стал возможен благодаря долгосрочному федеральному приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги».

ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТ

Программа стартовала в 2017 году. Цель – приведение в нормативное состояние и развитие автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций, что в итоге должно способствовать «повышению уровня безопасности дорожного движения и сокращению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий». В проекте участвуют 38 крупнейших городских агломераций, в число которых вошел и Воронеж.

– Ядром агломерации стали краевые или областные центры, а все прилегающие территории – примерно в радиусе 100 км – периферийной частью агломераций, – пояснил «Берегу» руководитель управления дорожного хозяйства Воронежа Олег Котов. – В Воронежской области уже до старта проекта были определены готовые границы территории, куда вошли восемь муниципальных районов области.

Последний год действия проекта – 2024-й. К этому времени количество аварийно-опасных участков в городах, включенных в программу, должно сократиться на 85%, доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, – увеличиться до 85%. Именно эти условия и являются основными при выделении федеральных денег.

ИТОГИ 2017-го

В Воронеже в 2017 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» отремонтированы 64 основные магистрали общей протяженностью 157 км на сумму более 2 млрд руб., это так называемая опорная улично-дорожная сеть города – Ленинский проспект, Петровская набережная, бульвар Победы, площадь Ленина, улицы Ворошилова, Димитрова, Героев Сибиряков, Матросова и т.д.

Особенностью дорожных работ прошлого года стало использование технологии укладки дорожного покрытия с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Такие дороги более прочные, выдерживают высокие нагрузки. При превышении нормативов нагрузки покрытие не трескается, а прогибается, в дальнейшем способно само восстановить часть своих свойств.

Данная технология не считается для Воронежа ноу-хау, но раньше столь масштабно она не использовалась. Гарантия, которая устанавливается на дорожное покрытие – пять лет. В течение этого периода дефекты на покрытии, неизбежно появляющиеся в процессе эксплуатации, будут устраняться за счет средств подрядных организаций, выполнявших ремонт.

Весной 2018 года произведен осмотр объектов, которые отремонтированы в предыдущем году. Глобальных серьезных замечаний не было, отмечает Котов, исключение составили дороги, под которыми проходят старые коммуникации.

– Когда обнаруживается, что где-то провалился асфальт, то дело не в качестве асфальтового покрытия, а именно в изношенности коммуникаций, – комментирует Котов.

А ЧТО В 2018-м?

В 2018 году ремонтом изначально было охвачено 100 улиц общей протяженностью около 140 км (почти на 1,6 млрд руб.). Помимо основных магистралей – ул.Кольцовской и Шишкова – особое внимание было уделено:
– улицам-дублерам – Среднемосковской, Пирогова, бульвару Пионеров, Урицкого и т.д.;
– улицам отдаленных микрорайонов – 232-й Стрелковой дивизии, Мазлумова, Центральной, Октябрьской, Тепличной, Тенистой и т.д.;
– улицам частного сектора: Серова, Петрозаводской, Вокзальной, Есенина, Одесской, Херсонской, переулок Бабушкина и др.

Благодаря экономии средств в проект в 2018 году были включены дополнительно еще три объекта: автодорога от улицы Острогожской к плотине водохранилища и два подхода к новой транспортной развязке со стороны улицы Героев Сибиряков.

В рамках агломерации на ремонт дорог в этом году выделено 2,6 млрд руб.


ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА

– При ремонте проводится многоступенчатый контроль качества, – рассказал Олег Котов. – Так, на всех объектах присутствуют представители строительного контроля: они наблюдают за соблюдением технологического процесса. Работают две независимые лаборатории, которые берут пробы уложенного покрытия для лабораторных испытаний на различные показатели: водонасыщение, степень уплотнения и т.д. Если выявляется несоответствие установленным стандартам хотя бы по одному из показателей – участок переустраивается за счет средств подрядных организаций. Ведется контроль и сотрудниками МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства», в том числе и с помощью дорожной лаборатории – проверяется толщина уложенного покрытия, яркость и световозвращение/светоотражение горизонтальной дорожной разметки. Окончательную приемку улицы проводит межведомственная комиссия, в которую входят представители разных структур и учреждений города.

По словам Котова, значительных замечаний по толщине покрытий в этом году практически не было – недостатки устранялись сразу во время рабочей смены.

Тем не менее нельзя сказать, что вся работа выполняется идеально. Так, на ул.Одесской строительным контролем и «Городской дирекцией дорожного хозяйства и благоустройства» были обнаружены изъяны, допущенные при укладке верхнего слоя (на площади чуть более 1,5 тыс. кв. м). Подрядчик повторно уложил покрытие в связи с обнаруженными дефектами.

– Ремонт дорог в 2018 году уже закончен, но еще проводятся работы по диагностике – это обязательные условия для участника проекта, – уточнил Котов.

ЧТО ЖДЕТ ВОРОНЕЖ В 2019-м?

В 2019 году по программе «Безопасные и качественные дороги» в Воронеже должны быть ликвидированы все места концентрации ДТП. Такое поручение на планерке 4 сентября дал мэр Воронежа Вадим Кстенин.

– В настоящее время немного изменилась концепция «Безопасных и качественных дорог» – зона действия проекта распространилась за пределы Воронежской городской агломерации. Сейчас планы на 2019-й и последующие годы находятся в стадии обсуждения с областным департаментом транспорта и автомобильных дорог, – пояснил Олег Котов. – Город однозначно в проекте участвовать будет, но вот какие-то конкретные цифры называть преждевременно.

Кроме того, в 2019 году в Воронеже ожидается реконструкция путепроводов над железнодорожными путями на ул.9 Января и на ул.Ленина в районе «Работницы». В настоящее время заканчивается работа над соответствующими проектами.

К 1 июня 2019 года будет готова и проектно-сметная документация по созданию дублера Московского проспекта. Необходимость строительства магистрали-дублера давно назрела – количество автотранспорта в городе, не считая транзитных автомобилей, уже перевалило за 400 тыс. Альтернативная дорога должна будет разгрузить Московский проспект, связав Северный микрорайон с центром Воронежа.

Когда в Воронеже начнется строительство дублера, пока неизвестно. После разработки проекта будет определена стоимость работ, а затем городу предстоит найти средства на создание важной для жизни Воронежа транспортной артерии.

О РАЗМЕТКЕ И ЛИВНЕВКАХ

Водители иногда жалуются, что после ремонта дороги стоят без разметки. Оказывается, на новое дорожное покрытие сразу наносить разметку не стоит – вяжущие вещества, находящиеся в асфальтобетоне, препятствуют световозвращению.

При использовании современных технологий рекомендуется наносить разметку спустя 10-20 суток после окончания ремонта дорог.

– Для водителей это неудобно, конечно, какое-то время приходится передвигаться по дорогам без разметки, но таковы реалии, – пояснил Олег Котов.

В настоящее время разметка на воронежских дорогах наносится термопластиком. Он дороже краски, но и срок эксплуатации обеспечивает больший: целый год против трех месяцев у краски.

Состояние городских ливневок – не менее важный вопрос для воронежских автомобилистов. Общая протяженность ливневой канализации в городе – 330 км. Большая ее часть проложена по магистральным улицам Воронежа. 180 км из 330 стоят на балансе муниципалитета и еще 150 км – ведомственные. Кроме того, есть брошенные сети.

В интервью нашей газете, опубликованном 28 сентября, мэр Воронежа Вадим Кстенин отметил, что воронежская ливневка уже перешагнула рубеж, когда достаточно было только поддержания ее работоспособности: сегодня она нуждается в серьезной модернизации. Кроме того, городские власти столкнулись с непредвиденными трудностями – выяснилось, что чертежи и документы почти не сохранились.

– Хозяйство запущенно настолько, что точечные проекты не помогут: требуется комплексная система мер, которые предусматривают не только текущее поддержание работоспособности, но и серьезную модернизацию сетей, – сообщил Вадим Кстенин. – Это работа, которая не проводилась в Воронеже никогда, и мы намерены доверить ее не подрядчикам со стороны, а специализированному муниципальному предприятию. Сегодня идет процесс технического оснащения новой службы, а с 1 января 2019 года она приступит к практической работе. При реконструкции и развитии системы ливневок будут использоваться технологии японской компании Sekisui.