Газета,
которая объединяет

«Вышка» реформирует высшее

Рубрика: Социум№78 (2250) от
Автор: Ирина Лазарева

С предложением изменить систему аккредитации вузов выступило руководство влиятельной Высшей школы экономики (ВШЭ, в обиходе – «Вышка»). Реформу высшего образования теперь обсуждает рабочая группа по госаккредитации, созданная правительством РФ – инициатива ВШЭ адресована ей.

ПОЛЬЗА ВО ВРЕД?

Смысл инициативы в следующем: разделить вузы на базовые, продвинутые, ведущие и выдавать им аккредитацию в зависимости от разряда. Базовые образовательные организации должны будут большую часть лекций проводить в формате онлайн. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз будет готовить все курсы своими силами, а аккредитацию ведущего университета получат только те заведения, которые обязуются все базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать общедоступными. ВШЭ уже заявила, что отказывается от чтения традиционных лекций.

Ректоры и преподаватели университетов не раз жаловались, что «задушены» отчетами и прочими бумагами и на образовательный процесс не хватает времени. Новая реформа, очевидно, рассчитана на то, чтобы ситуацию изменить и дать вузам больше времени для творчества и разного рода исследований. Но почему тогда многим представителям вузовского сообщества эта идея не нравится?

– Данная инициатива, на мой взгляд, дискредитирует одни вузы по отношению к другим. В широком понимании – это посягательство на автономию образовательных учреждений. Кто и как будет присваивать вузам разряд? – задается вопросом доктор филологических наук, профессор ВГУ Владимир Сапунов. – Не думаю, что в этом вопросе можно ожидать объективности. Разумеется, это сыграет определенную роль при выборе вуза абитуриентами.

Полный переход на онлайн-курсы – полная глупость и/или вредительство, это значительно уменьшит возможности преподавателей продуктивно и творчески работать, считают сторонники профессора.

– Возможно, лекции в сетевом формате могут стать хорошим дополнением к традиционному обучению «за партами», но они никогда не заменят живого разговора с преподавателем, – убежден Сапунов. – Но, на мой взгляд, цель предложенной реформы – не в улучшении образовательной системы. Это снова некое маниакальное стремление урезать и сократить. Сократить расходы на образование, урезать штат, зарплаты.

В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА

Вопрос, кстати, также обсуждался в рамках круглого стола «Воронеж – цифровая экономика в действии». Председатель совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий высказался довольно критично.

– Я никому не пожелаю лечиться у врача, который получил образование через онлайн-курсы, – сказал он. – Уверен, что это предложение было внесено для того, чтобы региональные вузы оплачивали очное обучение студентов ведущим или массово закупали у них же онлайн-курсы. Во всем нужен компромисс. Онлайн-образование как дополнительный инструмент получения знаний имеет место. Профессиональные компетенции, которые появляются в результате лабораторной работы и практических занятий, это не заменит никогда.

А вот ректор ВГТУ Сергей Колодяжный призывает все-таки не рубить сплеча, а дождаться, когда рабочая группа сформирует единую «дорожную карту».

– Важно понять, что любая инициатива – это всегда попытка движения вперед, а вот во что она выльется – посмотрим. Подробно комментировать инициативу преждевременно, будут еще долгие обсуждения. Только после того как выработают единое мнение, сформируют единую «дорожную карту», можно будет поделиться своим видением и рекомендациями, – отмечает ректор ВГТУ. – При этом давайте не забывать, что сегодня в жизнь активно входит понятие «цифровая экономика», и оно пронизывает практически все специальности, поэтому новые документы в рамках развития российской науки, конечно, должны появляться.

Негативно оценивают задумку и школьные педагоги.

– Если отменить лекции в вузах, переведя все в онлайн-ресурс, то мы рискуем получить на выходе необразованного взрослого человека, – считает народный учитель РФ Альбина Золотарева. – У вчерашнего школьника слабый уровень мотивации к знаниям, и полагать, что он самостоятельно будет системно и обдуманно изучать все лекции, размещенные на онлайн-платформе, наивно.

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ И УБЕРЕЧЬ

Да, инициатива действительно пока не одобрена, и состоятся ли анонсированные изменения, можно только гадать. Но, наверное, не зря говорят, что дыма без огня не бывает, и бурные выплески-комментарии преподавателей вузов в соцсетях, активно обсуждающих ситуацию, не желающих молчать и оставаться в стороне, в первую очередь выражают их желание, чтобы к ним – практикам – наконец-то прислушались.

– Ректор ВШЭ – лицо очень влиятельное. Есть опасения, что реформа, предложенная им, будет принята, причем в самом плохом ее виде. Все, что идет от ВШЭ, всегда спорно: введение Болонской системы, ЕГЭ, подушевое финансирование (зарплата преподавателя зависит от того, сколько студентов на него приходится – прим. ред.). Убежден, что нельзя допустить принятия этой инициативы, которая окончательно убьет высшее образование в стране, – говорит Владимир Сапунов.