Газета,
которая объединяет

Оказалась крепким орешком

Специалисты разгадали тайну исторического долголетия Ротонды
Рубрика: Социум№81 (2253) от
Автор: Александр Саубанов

Концепция реставрационных работ на воронежской Ротонде сформировалась окончательно. Об этом сообщили представители организации-подрядчика Совету воронежского регионального отделения Военно-исторического общества. Заседание Совета под председательством лидера воронежских общественников и депутата Госдумы Евгения Ревенко состоялось в среду, 31 октября.

Работы по обследованию знаменитой Ротонды начались 2 октября. К сегодняшнему дню специалисты питерской фирмы «Реновин» и воронежской «ВиС» провели инструментальное обследование здания, в том числе – попытались оценить пригодность для посещения публикой подвальных помещений Ротонды.

По итогам выполненных работ эксперты подготовили для воронежцев справку, содержащую две новости – хорошую и плохую. Хорошая новость в том, что работы идут с опережением графика. Изучены пробы грунта, состояние фундамента, колонн и перекрытий. В итоге материалы, из которых состоят руины, признаны вполне качественными. В арматурной стали – 99% железа, бетон имеет марку 400-435. На совесть работали довоенные строители! Все элементы находятся в работоспособном состоянии, и, значит, можно применять щадящий способ консервации: не наращивать массу элементов, а ограничиться нанесением антисептика и слоя реставрационной смеси. Тонкий слой такой смеси сохраняет объемные характеристики, а значит – историческую аутентичность объекта.

Но, к сожалению, в ближней перспективе трудно говорить и об использовании подвальных помещений под музейные залы: они не соответствуют противопожарным нормативам. Да и наземный комплекс можно пока не планировать: при Ротонде осталось только 15 соток муниципальной земли, остальное передано Воронежской епархии.

Из каких источников оплачиваются исследовательские работы, в том числе битье шурфов и запуск квадрокоптеров? Воронежское реготделение Военно-исторического общества стало юрлицом с собственной печатью и расчетным счетом лишь минувшим летом. Но сразу на этот счет стали приходить деньги для обеспечения оплаты работ по «флагманскому проекту» (не каждое отделение Общества стартовало столь серьезно!). Причем центральный штаб организации перечислил не 1,5 млн руб., как было обещано, а 1,1 млн. Но помогли рядовые воронежцы. Они купили 800 билетов на благотворительный спектакль «Легенда» в воронежском цирке – что принесло в копилку проекта 400 тыс. руб. Еще около 30 тыс. принесли пожертвования граждан, столько же перечислил «Воронежстальмост». На оплату инструментального обследования хватит с лихвой, а сколько потребует основной, производственный этап, пока неясно: смета не составлена. Но можно не сомневаться: к 75-летнему юбилею Победы в 2020 году наш уникальный памятник представят воронежцам и высоким гостям города в новом качестве.

Участники заседания провели также голосование по проекту «Великие имена» для российских аэропортов. Сам председательствующий назвал действие «символическим» – поскольку народное голосование по лонг-листу с 10-ю фамилиями завершилось ровно накануне, и никакого влияния на окончательные цифры эта сугубо внутриорганизационная акция оказать не могла. Но все же любопытно, чье имя должен носить воронежский аэропорт, по мнению «профильной» воронежской общественности?

Константин Феоктистов – таково было почти единогласное мнение Совета. Из девяти оставшихся имен голоса получили также Петр Первый и Василий Докучаев.

– Это я проголосовал за Докучаева, – признался Евгений Ревенко. – Вчерашняя поездка в Панино, на родину «эталонного чернозема» меня вдохновила на этот выбор. Да и звучит красиво – «аэропорт имени Докучаева».
Что ж, по крайней мере, не скажешь, что депутат «продавил нужную кандидатуру».