Газета,
которая объединяет

Согласие как продукт дискуссии

В Воронеже завершилось общественное обсуждение Стратегии-2035
Рубрика: Социум№90 (2262) от
Автор: Александр Саубанов

Публичные споры закончены. Общественными слушаниями по Стратегии социально-экономического развития Воронежа завершилась череда тематических дискуссий, длившаяся с мая нынешнего года. По их итогам «Воронеж-2035» стал едва ли не самым «демократическим» инструментом долгосрочного планирования, увидевшим свет в столице Черноземья. Он обсуждался на собраниях предпринимателей, общественников, ученых, молодых политиков и т.д.

На этот раз модератору слушаний, руководителю управления стратегического планирования и программ развития воронежской мэрии Андрею Жаглину удалось объять необъятное: в коротком докладе изложить десятки направлений, объединяющих сотни тематических разделов документа. Согласно оптимистичному сценарию (а другие и не обсуждались) через 17 лет объем инвестиций в основной капитал должен составить 468,6 млрд руб., а средний доход жителей вырасти до 117,9 тыс. руб. При этом зарплата в областном центре превзойдет среднестатистическую по региону – считай, на величину сегодняшней зарплаты: 15 тыс. руб.

НАКАЛ ДИСКУССИИ

Но отдельные цифры критическому анализу не подвергались. Выступавшие предлагали новые направления и даже базовые формулировки. Некоторые споткнулись уже на определении миссии города: «Воронеж – один из ведущих научно-образовательных центров России, город с высоким уровнем и качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, наукоемких отраслей экономики». Да, звучит непривычно. Но с помощью интернета несложно убедиться: именно такие констатирующие формулировки – в традиции стратегического планирования.

Накал дискуссии на исходе кампании ничуть не снизился по сравнению со стартовыми диспутами. С довольно категоричной критикой выступали доктор политологии Дмит­рий Нечаев, общественник Сергей Муштенко, проблемы по отдельным темам увидели большинство других ораторов, в том числе, что называется, «люди с улицы».
Доцент кафедры социологии и политологии ВГУ Дарья Щеглова высказала неожиданные предложения по развитию транспортной инфраструктуры:

– Строительство только спровоцирует рост личного транспорта, тогда как необходимо сделать так, чтобы спрос на машины падал. Рассматривая проект комплекс­но, следовало бы поставить целью сокращение протяженности дорог.

АЙСБЕРГ ЗАОЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Но марафон публичных дискуссий – это, как оказалось, не все.

– Мы рассмотрели сотни предложений, поступивших в письменном виде или по интернету, – сказал профессор ВГУ, руководитель рабочей группы Юрий Трещевский. – Поступившие предложения – из числа здравых – мы разделили на 30 позиций. Чаще всего они касались благоустройства и реконструкции отдельных территорий. Многие из предложений обязательно будут использованы в дальнейших программах и проектах. В частности, пожелания граждан о замене маршруток на крупногабаритный транспорт, о выделенных полосах для автобусов, о размещении «умных остановок» и перехватывающих парковок.

– Но прозвучавшие предложения по скорейшему внедрению роботизированных автобусов по примеру Осло или магнитных монорельсов, как в Китае, пока не ко времени, – уточнил профессор в своем комментарии для «Берега». – У России совсем другие пространства, другая плотность и численность населения. Думаю, положения Стратегии в сегодняшнем виде – вполне в русле российских трендов.

Впрочем, напомнили специалисты, документ с годами еще будет актуализироваться и, скорее всего, не раз.

АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Агломерация – усиленный акцент новой стратегии. Но авторы вынуждены были подходить к вопросу осторожно: не можем мы строить конкретные планы по развитию территории другого муниципалитета!

– Мы изучили десятки аналогичных документов других городов и убедились, как серьезно муниципалитеты намерены конкурировать за людские, финансовые и другие ресурсы, – напомнил в своем комментарии «Берегу» Андрей Жаг­лин. – В этой борьбе в Черноземье серьезным конкурентом является Белгород. Липецк скорее союзник. Оттуда к нам приезжает на учебу молодежь, липецкие номера часто можно видеть на автостоянке у «Града». А когда в Липецк по скоростной железной дороге реально будет из Воронежа доехать за полчаса, можно будет говорить о формировании агломерации городов Черноземья.

Ну, это уже, скорее всего, будет за пределами 2035 года.