Газета,
которая объединяет

«Для подростков не пишет никто»

Писатель Людмила Шилина – о книжных трендах, избирательной политике издательств, и пишущих детях
Рубрика: Культура№22 (2290) от
Автор: Ирина Лазарева

Кто сказал, что писатель – это лишь тот, чью книгу напечатали в традиционном издательстве? А вот писатель из Воронежа Людмила Шилина, которая сочиняет книги для подростков под псевдонимом Анна Вислоух («Громкая тишина», «Помните, что все это было» и другие), уверена: писатель – это тот, кого читают. И сегодня стать автором собственной книги способен даже подросток. Как? Об этом – в нашем интервью с Людмилой Шилиной.

«УХОДЯТ В САМИЗДАТ»

– Людмила, порой кажется, что у нас чуть ли не каждый второй – писатель. Объемные посты в соцсетях, популярные блогеры с огромным числом подписчиков… Но кого все же издают?

– Если говорить о традиционных издательствах, то их политика никому не понятна. Одни печатают любовные романы, фэнтези, книги про ЛГБТ и вещи, которые щекочут нервы. Ну, и издают тех, кто этим запросам соответствует. Все, что за эти рамки выходит, – неформат. И я, признаюсь, с гордостью к нему себя отношу. Другие говорят, что не выпускают книг про аутистов (книга «Громкая тишина» посвящена проблеме людей с расстройством аутистического спектра – прим. авт.), и тут же печатают книгу по этой теме, но другого автора. По этой причине многие авторы уходят на независимые и мелкие издательские платформы. Но там, к сожалению, выходит множество книг крайне низкого качества.

Издавать книгу в официальном издательстве сегодня необязательно, но возникает другая проблема: если это сам­издат, что вы хотите в книгу вложить и как ее грамотно оформить? Главная беда сам­издатовских платформ в том, что люди не хотят платить за редактуру и корректуру, выпуская свои сборники с ошибками – и стилистическими, и орфографическими.

– Но на издательских платформах публикуются в том числе дети и подростки…

– Да. Издать может любой, даже ребенок. Главное – желание и время. То, что дети выпускают свои книги, рассказы, стихи – замечательно. Пусть пишут. А качество придет с опытом. На таких платформах я встречала весьма симпатичные детские и подростковые книги. В большинстве своем они пишут фантастику и фэнтези, что, кстати, очень востребовано и в издательском мире, и сказки. Им нравится придумывать истории. Дети лучше знают, что сегодня в тренде у молодого читателя.

НАПИСАТЬ КНИГУ

– Вы возродили «Клуб юных сочинителей» (КЮС), который на протяжении многих лет вел детский писатель Владимир Добряков. Почему вы, автор жанра документально-художественной прозы, взялись обучать детей писательству?

– В Воронеже сегодня мало детских писателей. Назову только Алексея Бондарева, Александра Ягодкина, Евгения Новичихина… Возможно, о ком-то не знаю, прошу прощения. Но я точно знаю о том, что специально для подростков (а это все же немного другая аудитория) из известных авторов не пишет никто. Как, скажем, в прошлом веке писали Юрий Третьяков, Владимир Добряков, Евгений Титаренко. К тому же в нашем городе нет клубов и сообществ, которые занимались бы творческим развитием детей, пробующих себя в писательском деле.

Пять лет назад я была на встрече, посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Добрякова, и мы обсуждали вопрос о возможном возрождении такого клуба. И в октябре прошлого года я решила попробовать все же эту идею довести до конца. Но надо было учесть, что КЮС Добрякова перестал существовать лет десять назад и за эти годы многое изменилось. Поэтому строить работу такого клуба нужно было по-другому. Назвали мы его тоже немного иначе – «Клуб юных литераторов», и я на первом же занятии сказала, что не ставлю своей целью делать из детей писателей. Наша цель – просто творческое развитие детей, которые что-то пишут или только хотят попробовать это сделать, им это интересно. Мы с преподавателем нашего КЮЛа Юлией Шунулиной хотим научить ребят правильно выражать и перекладывать на бумагу свои мысли. Но не только.

С помощью собственной методики мы показываем ребятам различные творческие приемы мышления: как искать решение, как проявлять инициативу, что такое созидательный подход и т.д. Но если кто-то пойдет по сложной писательской стезе, мы будем рады. Написать и издать книгу сегодня просто. Стать тем, кого будут читать, в разы сложнее.

При этом у нас нет никакого академического плана занятий с детьми. Я стараюсь дать им элементарную теорию, но в меру и понятным языком. Основная работа у нас все же интуитивная, мы обсуждаем с детьми то, что им интересно здесь и сейчас, а также используем интерактив. Например, дети с помощью метафорических карт сочиняют свои истории, включая фантазию и логическое мышление. Или ребята сочиняют пьесу и тут же показывают ее с помощью бумажного театра.

Встречаемся мы раз в месяц в книжном магазине «Амиталь» на Пушкинской, но в соцсетях общаемся каждый день: в наш КЮЛ мы принимаем желающих из районов Воронежской области и других городов. Первые результаты работы нашего клуба мы хотим представить в виде сборника произведений детей. Такой альманах Владимир Добряков тоже издавал. В нем будут стихи, проза, рисунки и даже переводы.

– Как думаете, вы угадали с новым форматом взаимодействия? Начинающие авторы ищут одобрения своих работ у вас?

– Я поняла, что детям не хватает свободы. И наш клуб – это уход от заорганизованности школы. Дети хотят больше свободы и творчества, общения на равных. Я люблю, когда они добавляют что-то, поправляют меня и не стесняются. Им не нужны жесткие рамки. Поэтому я отказалась от плана работы клуба, который изначально составила. И, как мне кажется, это правильно.

А что касается разбора работ детей, то, конечно, им важно мнение со стороны. Человеку нужен человек, и такой формат работы никогда не исчезнет, он всегда будет актуален и интересен.

«РЭПЕРЫ ОБЛАДАЮТ ТАЛАНТОМ»

– После рэп-баттла Оксимирона и Гнойного рэп стали причислять к поэтической культуре. Но много ли смысла в такой «поэтике»?

– Я знаю, что рэп дети слушают, он популярен. И если меня попросят провести занятие, посвященное этому явлению, я попытаюсь это сделать, но, прямо скажем, я не особо в теме. Могу только сказать, что эти люди обладают особым чутьем и талантом придумывать на ходу. Это не каждый может. Но такую культуру я не понимаю.

Есть ли там что-то поэтическое? Я не критик. Однако как человек, много читавший и написавший, скажу, что эта рифмованная философия все же не имеет отношения к стихам, на мой взгляд. Хотя литература развивается, появляются новые жанры, а значит, причислить рэп к одному из них вполне возможно.

– В прессе нечасто встретишь публикации о литературе и поэзии. А есть ли запрос?

– Литература – как проза, так и поэзия – интересна лишь узкой аудитории, поэтому у СМИ другие ориентиры. Но лично мне хотелось бы видеть на страницах региональных изданий не только событийные заметки о мероприятиях в сфере культуры, но и аналитические материалы, посвященные проблемам отрасли.

то сказал, что писатель – это лишь тот, чью книгу напечатали в традиционном издательстве? А вот писатель из Воронежа Людмила Шилина, которая сочиняет книги для подростков под псевдонимом Анна Вислоух («Громкая тишина», «Помните, что все это было» и другие), уверена: писатель – это тот, кого читают. И сегодня стать автором собственной книги способен даже подросток. Как? Об этом – в нашем интервью с Людмилой Шилиной.

«УХОДЯТ В САМИЗДАТ»

– Людмила, порой кажется, что у нас чуть ли не каждый второй – писатель. Объемные посты в соцсетях, популярные блогеры с огромным числом подписчиков… Но кого все же издают?

– Если говорить о традиционных издательствах, то их политика никому не понятна. Одни печатают любовные романы, фэнтези, книги про ЛГБТ и вещи, которые щекочут нервы. Ну, и издают тех, кто этим запросам соответствует. Все, что за эти рамки выходит, – неформат. И я, признаюсь, с гордостью к нему себя отношу. Другие говорят, что не выпускают книг про аутистов (книга «Громкая тишина» посвящена проблеме людей с расстройством аутистического спектра – прим. авт.), и тут же печатают книгу по этой теме, но другого автора. По этой причине многие авторы уходят на независимые и мелкие издательские платформы. Но там, к сожалению, выходит множество книг крайне низкого качества.

Издавать книгу в официальном издательстве сегодня необязательно, но возникает другая проблема: если это сам­издат, что вы хотите в книгу вложить и как ее грамотно оформить? Главная беда сам­издатовских платформ в том, что люди не хотят платить за редактуру и корректуру, выпуская свои сборники с ошибками – и стилистическими, и орфографическими.

– Но на издательских платформах публикуются в том числе дети и подростки…

– Да. Издать может любой, даже ребенок. Главное – желание и время. То, что дети выпускают свои книги, рассказы, стихи – замечательно. Пусть пишут. А качество придет с опытом. На таких платформах я встречала весьма симпатичные детские и подростковые книги. В большинстве своем они пишут фантастику и фэнтези, что, кстати, очень востребовано и в издательском мире, и сказки. Им нравится придумывать истории. Дети лучше знают, что сегодня в тренде у молодого читателя.

НАПИСАТЬ КНИГУ

– Вы возродили «Клуб юных сочинителей» (КЮС), который на протяжении многих лет вел детский писатель Владимир Добряков. Почему вы, автор жанра документально-художественной прозы, взялись обучать детей писательству?

– В Воронеже сегодня мало детских писателей. Назову только Алексея Бондарева, Александра Ягодкина, Евгения Новичихина… Возможно, о ком-то не знаю, прошу прощения. Но я точно знаю о том, что специально для подростков (а это все же немного другая аудитория) из известных авторов не пишет никто. Как, скажем, в прошлом веке писали Юрий Третьяков, Владимир Добряков, Евгений Титаренко. К тому же в нашем городе нет клубов и сообществ, которые занимались бы творческим развитием детей, пробующих себя в писательском деле.

Пять лет назад я была на встрече, посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Добрякова, и мы обсуждали вопрос о возможном возрождении такого клуба. И в октябре прошлого года я решила попробовать все же эту идею довести до конца. Но надо было учесть, что КЮС Добрякова перестал существовать лет десять назад и за эти годы многое изменилось. Поэтому строить работу такого клуба нужно было по-другому. Назвали мы его тоже немного иначе – «Клуб юных литераторов», и я на первом же занятии сказала, что не ставлю своей целью делать из детей писателей. Наша цель – просто творческое развитие детей, которые что-то пишут или только хотят попробовать это сделать, им это интересно. Мы с преподавателем нашего КЮЛа Юлией Шунулиной хотим научить ребят правильно выражать и перекладывать на бумагу свои мысли. Но не только.

С помощью собственной методики мы показываем ребятам различные творческие приемы мышления: как искать решение, как проявлять инициативу, что такое созидательный подход и т.д. Но если кто-то пойдет по сложной писательской стезе, мы будем рады. Написать и издать книгу сегодня просто. Стать тем, кого будут читать, в разы сложнее.

При этом у нас нет никакого академического плана занятий с детьми. Я стараюсь дать им элементарную теорию, но в меру и понятным языком. Основная работа у нас все же интуитивная, мы обсуждаем с детьми то, что им интересно здесь и сейчас, а также используем интерактив. Например, дети с помощью метафорических карт сочиняют свои истории, включая фантазию и логическое мышление. Или ребята сочиняют пьесу и тут же показывают ее с помощью бумажного театра.

Встречаемся мы раз в месяц в книжном магазине «Амиталь» на Пушкинской, но в соцсетях общаемся каждый день: в наш КЮЛ мы принимаем желающих из районов Воронежской области и других городов. Первые результаты работы нашего клуба мы хотим представить в виде сборника произведений детей. Такой альманах Владимир Добряков тоже издавал. В нем будут стихи, проза, рисунки и даже переводы.

– Как думаете, вы угадали с новым форматом взаимодействия? Начинающие авторы ищут одобрения своих работ у вас?

– Я поняла, что детям не хватает свободы. И наш клуб – это уход от заорганизованности школы. Дети хотят больше свободы и творчества, общения на равных. Я люблю, когда они добавляют что-то, поправляют меня и не стесняются. Им не нужны жесткие рамки. Поэтому я отказалась от плана работы клуба, который изначально составила. И, как мне кажется, это правильно.

А что касается разбора работ детей, то, конечно, им важно мнение со стороны. Человеку нужен человек, и такой формат работы никогда не исчезнет, он всегда будет актуален и интересен.

«РЭПЕРЫ ОБЛАДАЮТ ТАЛАНТОМ»

– После рэп-баттла Оксимирона и Гнойного рэп стали причислять к поэтической культуре. Но много ли смысла в такой «поэтике»?

– Я знаю, что рэп дети слушают, он популярен. И если меня попросят провести занятие, посвященное этому явлению, я попытаюсь это сделать, но, прямо скажем, я не особо в теме. Могу только сказать, что эти люди обладают особым чутьем и талантом придумывать на ходу. Это не каждый может. Но такую культуру я не понимаю.

Есть ли там что-то поэтическое? Я не критик. Однако как человек, много читавший и написавший, скажу, что эта рифмованная философия все же не имеет отношения к стихам, на мой взгляд. Хотя литература развивается, появляются новые жанры, а значит, причислить рэп к одному из них вполне возможно.

– В прессе нечасто встретишь публикации о литературе и поэзии. А есть ли запрос?

– Литература – как проза, так и поэзия – интересна лишь узкой аудитории, поэтому у СМИ другие ориентиры. Но лично мне хотелось бы видеть на страницах региональных изданий не только событийные заметки о мероприятиях в сфере культуры, но и аналитические материалы, посвященные проблемам отрасли.