Газета,
которая объединяет

«Честное кино – это фиксация истории»

Гоша Куценко представил в Воронеже новую картину «Балканский рубеж»
Рубрика: Культура№24 (2292) от
Автор: Марина Хоружая

Известный актер театра и кино, а также продюсер многих фильмов побывал в нашем городе. В кинотеатре «Синема-парк» Гоша Куценко представил перед официальным выходом в прокат свою новую картину «Балканский рубеж», после чего пообщался с воронежскими зрителями и журналистами. А вечером в Воронежском концертном зале сыграл в интригующей комедии о любви и ревности режиссера Виктора Шамирова «Проделки Дон Джованни».

В отличие от легкой комедии, представленной Куценко на сцене ВКЗ, военная драма «Балканский рубеж» – о юго­славском конфликте 1998–1999 гг. – оказалась очень тяжелой. Сам Гоша Куценко выступил автором идеи, продюсером фильма и актером, сыгравшим одну из ролей.

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ

– Еще в далеком 2012 году мы с другом Василием спорили, кто больше любит Россию. Он – словак, МГИМО окончил, дипломат, спрашивал меня: «Почему ты не сделаешь какое-то серьезное мужское кино? Все какие-то комедии продюсируешь...» И тогда мы задумались, о чем можно было бы снять кино. Нам вдруг в голову пришла идея снять про конфликт в Косово – вой­ну 98-99 года. Про бомбардировки Белграда, про серьезный разворот в политике России... Именно в те годы зародилась та Россия, в которой мы сейчас живем.

Наш фильм – о захвате русскими аэродрома «Слатина», куда должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которые должны были перебросить не менее двух полков ВДВ и тяжелую военную технику. Когда Венгрия и Болгария отказали России в предоставлении воздушного коридора, 200 десантников на несколько дней остались практически один на один с все прибывающими силами НАТО. Эта операция до сих пор засекречена. Я начал интересоваться и нашел информацию. Оказывается, нынешний президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров тогда за эту историю получил звание Героя России. И я полетел с ним знакомиться. Подружился. Это мужественный командир и человек. Разведчик, который руководил этой операцией. За четыре года я много раз к нему летал, но он мне ничего не рассказал, лишь сказал: «Вы пишите сценарий, я посмотрю». И при его огромной занятости как президента он осилил все 250 страниц сценария и вернул с правками уже через две недели. Он все прочитал и понимал, про что мы снимаем. Всего было 50-60 вариантов сценария. Мы меняли, редактировали. Нам нужен был сюжет, за которым интересно было бы следить, события, которые держали бы в напряжении зрителя.

НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

– Картина о войне, и она основана на реальных событиях! Прежде чем писать сценарий, в 2013 году я заказал эту идею писателю-фантасту Ивану Наумову. И он написал роман на 600 страницах. Иван подошел к делу очень серьезно – поднял материалы Гаагского суда, очень подробно изучил ситуацию в Югославии в те дни. Он даже ездил туда. И написал историю жизни нашего миротворца, который остался в Югославии и жил там некоторое время. За основу фильма мы и взяли это произведение.

У нас за плечами – семилетний опыт общения с людьми, которые сильно влияли на сценарий, атмосферу, на правду… Я никогда не забуду этих людей. Это истинные патриоты нашей страны. Я очень боялся пренебрежительных реплик о том, что я снял «патриотическую картину». Да, это патриотическое кино в том смысле, что те люди, про которых мы рассказываем, которые принимали участие в этих событиях – они реальные патриоты. Которые за нашу родину готовы были отдать жизнь.

Такое честное кино – это и есть фиксация истории. Если мы не будем снимать правду о нашем времени, то наша история – а мы тоже станем историей когда-нибудь – будет такой же жестокой.

О КРОВАВЫХ СЦЕНАХ

– Да, в картине много кровавых сцен. Но это была очень жестокая война. В этой картине у нас сделаны и с этнической точки зрения жесткие ходы. Это сделано специально, потому что картина должна шокировать, отрезвлять. Один знакомый – друг отца профессор Венгеров – перед премьерой набрал меня и сказал умную вещь: «История как факт всегда жестче и беспощаднее памяти народа! Народу свойственно забывать многое, идти вперед. Народ забывает кровь...» Подумайте хотя бы о Великой

Отечественной войне – насколько мы уже сегодня сни­сходительны к этому. Мы уже протягиваем друг другу руки... Вспомните все те ужасы, которые были. Исторические факты беспощадны, но они остаются.

О КУСТУРИЦЕ

– Мы предложили Эмиру сотрудничество еще на этапе сценария. Это его родная страна, и мы не могли пройти мимо такого мастера. Но я так понимаю, что он сам задумывал что-то подобное. И поэтому к нам в проект не пошeл, сказал: «Ребят, вы снимайте, а у меня своя работа». Но когда начались съемки в Белграде, о фильме заговорили, мы предложили ему поучаствовать в качестве актeра. Вначале он отказался. Потом уже признался, что испугался последствий. И нам ответил: «Ребята, очень интересная тема, но у меня съемки...» А через неделю перезвонил и сказал, что согласен. «Я не смогу смотреть в глаза своим детям, если этого не сделаю, – сказал он. – Я переживаю и волнуюсь только за них!» Мы специально для Кустурицы написали эпизод, он сам его практически придумал. Мы обставили его появление как красивый факт, как вишенку на торте, которой закончили наше окровавленное повествование.