Газета,
которая объединяет

Забавы молодых

О причинах подростковой агрессии и способах ее преодоления
Рубрика: Социум№25 (2293) от
Автор: Ольга Бренер

С конца февраля воронежские подростки стали все чаще появляться в хронике местных происшествий. «Сезон» открыл инцидент на карантинных каникулах в 36-й воронежской школе, где на несанкционированной вечеринке был избит 14-летний подросток. А уже в минувшем марте старшеклассники из другой – старейшей – 12-й школы выложили в соцсетях видео, на котором избивают одинокого старика в его запущенной квартире.

Глумились над ним двое парней 15 и 16 лет, а происходящее на смартфон снимала их 17-летняя подруга. После возмущения в соцсетях там же появился ролик «группы возмездия», которая решила проучить одного из юных «карателей». Однако позже выяснилось, что ролик был постановочным – в порядке продуманной самозащиты самих «храбрецов» от реально негодующих воронежцев.

Эти истории объединяют две приметы времени – соцсети и показательная жестокость, которые «задают повестку» друг другу.

Что происходит сегодня с нашими детьми? Как мы их теряем из виду в виртуальном и реальном мире агрессии и страха? И есть ли дорога обратно? «Берег» попросил известных воронежских педагогов и психиатров прокомментировать ситуацию.

ХРОНИКА ОДНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В УМВД РФ по городу Воронежу редакции рассказали о подробностях инцидента в 36-й школе. Полицейские установили, что избитый восьмиклассник вместе с выпускниками приходил в школу по вечерам играть в футбол. Спортзал им открывал сторож. Но 17 февраля к девяти часам вечера сюда подъехали еще и молодые люди с девушками и привезли с собой алкоголь. Тренировка одних и горячая вечеринка других переросли в конфликт между взрослым молодым человеком и восьмиклассником. От удара подросток упал и потерял сознание. «Проводится судмедэкспертиза, по результатам которой будет рассмотрен вопрос привлечения к ответственности гражданина, причинившего телесные повреждения», – сообщили полицейские, которые продолжают проверку ЧП. Следственным отделом по Железнодорожному отделу Воронежа СУ СК РФ возбуждено уголовное дело по ч.1ст.293 УК («Халатность»), проводится предварительное следствие.

– Судя по выложенному в сеть видео, подросток после нанесенного ему удара упал, ударившись затылком, и потерял сознание. Все это указывает на тяжелую травму затылочной области и шейного отдела позвоночника. В таком состоянии категорически было запрещено его трогать! Надо было сразу вызывать «скорую» и очень аккуратно, с фиксацией шейного отдела, переложить на носилки. Но до приезда «скорой» ребенка без сознания тягали туда-сюда, поднимали, опускали, куда-то тащили. Хорошо, если теперь после лечения все обойдется, – комментирует инцидент детский психиатр, психотерапевт Ольга Седнева.

НЕ ВПИСАЛИСЬ

Отроженские подростки заверили корреспондента «Берега», что 36-я школа оказалась местом так называемой вписки – вечеринки, которую могут организовать через соцсети даже незнакомые между собой люди. Обычно – несовершеннолетние, которых не пускают в ночные клубы, да и денег на это нет. Так подростки сами «вписываются» в квартиру или выбранное помещение на вечер или на всю ночь. По Отрожке таких воронежских «вписок» зимой бывает три-четыре. Летом – раза в два больше. На вечеринку едут со всего города и не всегда знакомые люди. На «вписках» все чаще случаются не только пьяные драки, но и изнасилования и даже убийства. Депутаты Госдумы уже обратились в прокуратуру с просьбой проверить сообщества «вписок» в соцсетях и, не исключено, – их запретить.

– Да, в этом возрасте подросткам свойственна агрессивность. Она была во все времена. Но ее сегодняшний уровень и масштабы настораживают. Вспомните, на чем воспитывались советские поколения. Это шедевры художественной литературы, целая коллекция детских художественных фильмов и мультфильмов. Добрых, располагающих к размышлению. А на чем воспитываются дети сегодня? Это компьютерные игры, фильмы ужасов, низкопробные по художественному замыслу «мульты». Их сюжет предполагает в основном силовое и агрессивное решение жизненных

проблем. Ко мне на прием приводят детей, столкнувшихся с агрессией в соцсетях. Масштаб этой агрессии уже не ограничивается классом или школой. За хамство и унижение слабого подросток вдруг получает сотни «лайков» со всей страны и чувствует себя героем. Противостоять этому, отстаивая и прививая вечные ценности, становится все труднее. Выход – начинать этим заниматься как можно раньше, с самого детства перенастраивать фокус внимания ребенка на доброе и конструктивное начало в нем самом. Одна мама будет предупреждать об опасности словами «или ты попадешь в беду!», а другая расскажет ребенку обо всех его достоинствах и о том, чего он сможет в жизни достигнуть, – поясняет детский психиатр, психотерапевт Ольга Седнева.

Психотерапевт отметила, что суицидальные попытки – это тоже одна из форм подростковой агрессии, только направленная на самого себя. Ее запускает страх, когда у ребенка израсходованы ресурсы сопротивляться запугиванию в семье, в школе, в компаниях. Кстати, мы в советское время много бегали и прыгали. Всякие догонялки, классики, прыгалки как бы сбрасывали уровень внутренней агрессии. Однажды на групповое занятие психотерапией я принесла скакалку – и никто из детей не знал, что с ней делать. Конструктивная физическая активность теперь вытеснена другими ценностями, – рассказывает Ольга Седнева.

ПОКОЛЕНИЕ БОЛЬШОГО И СРЕДНЕГО ПАЛЬЦА

С психиатром соглашается и директор 102-й воронежской школы Алексей Фактор.

– ЧП в 36-й школе – закономерное отражение того, что творится сегодня в обществе и в системе образования после тридцати трех лет реформ! В обществе за последние 30 лет выросло «поколение большого и среднего пальца» – я их так называю. Каждый стал как будто центром вселенной, и до других ему дела нет. И вот у этого поколения теперь тоже подрастают дети. Так что подростковая жестокость – это все же больше примета времени, а не физиологии. Да, примеры жестокости были всегда. В конце восьмидесятых случилась трагедия в одной из воронежских школ, где я в то время работал учителем. После выпускного вечера одна девушка на почве ревности вывезла со своим другом в лесополосу и принялась убивать лопатой бывшую одноклассницу. Недобила – и закопала в землю заживо. Но это случай дикий, не типичный для школы, а сегодня жестокость романтизируется: включите телевизор, зайдите в соцсети. Кто герой? Между людьми перестают работать особые душевные настройки. Сложно не только детям, но и педагогам. За эти годы почти исчезло такое понятие, как уважение к труду педагога. Не создано ни одного фильма, телевизионной передачи о труде учителя, а если его образ в кино и появляется – то либо высмеивается, либо создает негативное отношение к нашей профессии. Учительство России устало от негатива! Оказывается, учитель теперь предоставляет услугу! Как не вспомнить классика: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Сейчас очень трудно работать с родителями, с их неадекватной реакцией на совет, замечание – везде наши родители видят себя ущемленными, обиженными и обкраденными. Чуть что не так – «мы будем жаловаться!» Даже не пытаются войти в проблему, разобраться. Основное слово – «мне». Милые родители, все не так! В школе работают любящие свою профессию и детей люди, живые люди, – поясняет Алексей Фактор.

«ПРОХОД ЗАКРЫТ»

– Тренд современного общества – не дружеские, теплые, а конкурентные отношения, направленные на достижение предельных целей. Поэтому подростков в семье все чаще программируют не на любовь и взаимопонимание, а на агрессивное стремление к успеху. Агрессивно-тупиковое сознание у ребенка развивается даже при выходе «в город» – например, при прочтении надписи в школе, гипермаркете, поликлинике «Проход закрыт». А ведь можно поставить совсем другой указатель: «Выход – направо». Даже такие мелочи глобально меняют жизнь на подсознательном уровне. Один великий человек сказал: самое большее, что мы можем дать своим детям – это научить их любить себя в жизни. Не родину, не маму, а в первую очередь – самих себя. И если в семье не уважают границы личности ребенка, то он ощущает это как насилие. И может реализовать себя тоже через насилие, но в другом месте, – поясняет главный внештатный психиатр области Александр Седнев.

– В возрасте сложной гормональной перестройки подростки поневоле сбиваются в группы, потому что так – не страшно, а весь мир в это время кажется враждебным. По этой же причине активно формируются группы и сообщества в социальных сетях. И родители должны знать, на каких сайтах бывает ребенок, чем он занимается, закрывшись в своей комнате. Не надо демонстративно нарушать эти личностные границы, предъявлять обвинение: «Я у тебя сигареты в кармане обнаружила!» Но обязательно нужно найти способ аккуратно читать дневники или на странице переписку с «френдами» в социальных сетях. Знать, чем дышит ребенок, в какие компьютерные игры играет, что у него в рюкзаке, в голове или на странице «ВКонтакте». А если в этот период подросток не чувствует поддержки, любви и доверия в семье, то он просто вынужден отражать агрессию со всех сторон, – добавляет подростковый психиатр-суицидолог Светлана Петрова.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как справиться с подростковой агрессией

• Пересмотрите свое собственное поведение. Часто именно образ жизни, привычки родителей и перекосы в воспитании становятся главной причиной бунтарского поведения у подростков.

• Будьте сдержанными и терпимыми. Спокойный разговор с ребенком «глушит» в нем агрессию и показывает ему, что конфликт можно решать не обязательно силовыми методами.

• Дайте ребенку свободу принимать решение и нести за это ответственность. Но опасные и безопасные решения подростка родители обязательно должны внимательно фильтровать.

• Станьте для подростка другом. Хвалите, поддерживайте добрые начинания, радуйтесь его достижениям, вместе говорите о неудачах. Проводите в такой дружбе с ним больше времени.

• Попробуйте перенаправить энергию своего бунтаря в мирное русло. Хобби, спорт, танцы, музыка могут стать захватывающей альтернативой соцсетям или плохой компании.

• Будьте искренними. Разговаривайте на равных. Но если все попытки проваливаются – не теряйте времени, обратитесь к профессионалу.

В ТЕМУ

В городском управлении образования и молодежной политики сообщили, что во всех общеобразовательных учреждениях Воронежа работают социально-психологические службы для детей и родителей. Социальными педагогами проводится индивидуальная и групповая работа – в том числе с теми, кто состоит на различных видах профилактического учета.

С 1 февраля по 29 марта в рамках областной акции «Защитим детство от насилия» в общеобразовательных учреждениях прошел Единый классный час по профилактике конфликтного поведения обучающихся на тему: «Учимся строить отношения». Также проведены индивидуальные консультации подростков по профилактике асоциального и деструктивного поведения, в том числе ребят из группы риска. Психологи, социальные педагоги обсудили с ними темы: «Как не стать жестоким?», «Как избежать конфликтов?», «Мои права и обязанности».