Газета,
которая объединяет

Встреча после прощания

Год назад не стало Людмилы Кравцовой
Рубрика: от
Автор:

Это была не просто хорошая артистка. И даже – не просто с большой буквы. Личное мое убеждение совпадает с мнением большинства: Людмила Александровна Кравцова – Актриса из породы тех уникальных асов перевоплощения, на которых драматурги пишут роли, а режиссеры ставят спектакли. Специально, с прицелом на конкретного, штучного образца профессионала; слово «штучный» тут – ключевое.

На первый взгляд, да и все последующие тоже, своенравная Мельпомена не обижала Кравцову. Скорее, напротив. Более ста ролей, сыгранных народной артисткой России на сцене родного воронежского академического театра драмы им. Кольцова за сорок пять лет верного ему служения, и безмерная, без преувеличения, зрительская любовь – лучший памятник из разряда нерукотворных и высшая награда замечательному человеку, которого не стало до обидного рано, в шестьдесят с небольшим. Случилось это прошлым декабрем – под занавес года.

И сердцу, и уму

«Быть женщиной – великий шаг, сводить с ума – геройство…»; крылатое пастернаковское утверждение – про нее, неповторимую и единственную Людмилу Кравцову. А еще всплывает аллюзия из Серебряного века, связанная с именем поэта и переводчика Михаила Лозинского. Он, по признанию своего творческого окружения (ох, какого придирчивого!) был настолько благороден, умен и интеллигентен, что, потребуйся послать на Марс образец человека с планеты Земля, единогласно выбрали бы Михаила Леонидовича. Те, кто знал Людмилу Александровну, разделят, опять-таки, мое убеждение: к Кравцовой вышеперечисленные ценнейшие личностные качества тоже были приложимы в полной мере. И Земля имеет все основания гордиться ею не меньше, чем самыми яркими своими представителями разных времен и народов. Это не пафос, не высокопарные слова – данность.

Красавица с внешностью вышколенной светской львицы, безупречным художественным вкусом и аристократическими (от природы) манерами, она, вместе с тем, была необыкновенно тепла, душевна, проста и легка в общении. Никогда не кичилась ни званиями, ни должностями, ни профессиональными успехами; скромность Людмилы Александровны – еще один бесспорный ее дар. Также была она до щепетильности ответственна за дело, за которое бралась, без показухи внимательна к чужой проблеме. Тут, что называется – и уму, и сердцу; вроде естественное сочетание черт в рамках одной личности, но – насколько редко встречается!..

Единственный шанс

Начало сценической жизни Кравцовой датируется 1965 годом. Тогда 18-летняя студентка Воронежского филиала Ленинградского государственного института театра, музыки и кино впервые шагнула на подмостки Кольцовского театра – и сразу в главной роли (Ниса) в спектакле «Дурочка» Лопе де Вега. Видимо, это была любовь с первого взгляда, причем взаимная: талантливая девушка и сцена приняли друг друга всеми фибрами души и тела (лично я верю, что у сцены есть и то, и другое). Пока смерть не разлучила…

«Как важно, чтобы стены хранили тепло, сиянье и еще – память, то и дело оживающую здесь, – объясняла позже актриса свое отношение к театру. – Шкурский, Юдин, Русаков, Левицкий, Аристов, Рощина, сам Папов входили в эту дверь, шли узким коридорчиком, потом по лестнице наверх… В Кольцовском всегда жила атмосфера, которая создавалась на протяжении двух веков. Поэтому стены и «держат» театр. А еще – дисциплина, порядок, всегда непререкаемые и неукоснительные. И соблюдаемый режим репетиций и спектаклей, и безысходность оттого, что долго не выходишь на сцену… А главное – великая любовь к театру. Это надо обязательно запомнить и передать тем, кто придет на смену…»

Поразительный факт: местный филиал ЛГИТМИКа, где училась воронежская уроженка Кравцова, выпустил единственный курс! Будто сама судьба предложила Людмиле уникальный шанс стать актрисой, и она его не упустила; не случись этого варианта – не было бы никакого. Уезжать на учебу из Воронежа в чужой город будущей народной артистке не позволяли семейные обстоятельства: мама не отличалась богатырским здоровьем, требовала внимания и заботы. А тут – все срослось. Устроилось по воле небес и таланта: судьба…

Соло в театральном фойе

По окончании института Людмила осталась в театре – работать. Первое время с ролями не очень везло; дело обычное, молодое. Никто и нигде не поспешит выдавать новичку авансов, даже если он их заслуживает. С опытом, однако, появились интересные режиссерские предложения. И, соответственно, образы, воплощенные Кравцовой на сцене по-настоящему ярко, с присущим ей внутренним драматизмом: Женя Комелькова в спектакле «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, Клементина в «Забыть Геростата» и Марта в «Самом правдивом» Григория Горина, Маша в «Самой счастливой» Эдуарда Володарского, Василиса в горьковском «На дне»…

Особый рубеж творческой деятельности актрисы – спектакль «Человеческий голос» Жана Кокто. Вернее, моноспектакль – первый в Воронеже. Шел он в фойе театра, в полуметре от зрителя – крупным, что называется, планом. Эта вещь положила начало камерным «соло» Людмилы Кравцовой, среди которых – «Наедине со всеми» Гельмана, «Там, в замке, за маленькой рощицей» Риба, «Барменша из дискотеки» Андреева.

С «Барменшей» актриса участвовала в 1998 году в заключительном туре всероссийского конкурса моноспектаклей; он проходил в Москве, в Центральном доме актера. Выступление Кравцовой оказалось одним из самых сильных, эмоционально-выразительных. И, помимо диплома и приза симпатий жюри и зрителей, Людмила Александровна получила в качестве награды книгу хозяйки ЦДА Маргариты Эскиной с надписью, похожей на объяснение в любви: «Удивительной актрисе, красавице, «перевернувшей» меня совершенно! Теперь всегда ваша Эскина».

От бомжихи до миссис

Судьба «Барменши» вообще могла бы сложиться суперсчастливо: она, со временем потерявшая место в репертуаре театра, была воссоздана в 2009 году. Но Людмила Александровна сыграла возрожденный спектакль буквально считанные разы: тяжелая болезнь, оказавшаяся роковой, поломала все планы. Творческие – в первую очередь…

Но остались (хочется верить – навсегда) на скрижалях театральной истории демоническая миссис Туз из пьесы Олби «Все в саду» и властная Бернарда Альба из трагедии Лорки «Дом Бернарды Альбы», симпатичная простушка Фрося из «Печки на колесе» Семеновой и колоритная бомжиха из «Владимирской площади» Разу­мовской, страдающая королева Англии Элинор из «Льва зимой» Голдмена и принцесса Космонополис из «Сладкоголосой птицы юности» Уильямса, Марта из «Не боюсь Вирджинии Вульф» и Филумена из «Семьи для женщины легкого поведения» Филиппо. И, конечно, незабываемая генеральша Войницева, персонаж одного из лучших спектаклей тогдашнего художественного руководителя Кольцовского театра Анатолия Иванова «Прости меня, мой ангел белоснежный»; там Кравцова, как верно заметила театральная критика, – «стопроцентная женщина». Гордая, обворожительная, с развитым чувством собственного достоинства, греховная и способная к всепрощению…

Тяжелый и сладостный труд

Приводить полный перечень спектаклей и ролей, сыгранных Людмилой Кравцовой, – не задача этой статьи. Скажу лишь, что часть сценических образов, и значительную, актриса воплотила в «Антрепризе» – творческом центре, созданном по ее же инициативе при Доме актера, «резиденции» воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей. Коллеги трижды избирали Людмилу Александровну на пост председателя правления этой организации – и от очень многих из них я слышала только добрые слова в адрес своего руководителя. Отзывчивого, порядочного; впрочем, я уже повторяюсь. Что несложно в нашем случае; вот уж когда перевод имени (а Людмила – есть «милая людям») один к одному воспроизводит человеческую суть его носителя.

Профессиональные заслуги Кравцовой были, к счастью, еще при жизни оценены властью всех уровней. Звание «Народная артистка Российской Федерации» Людмила Александровна получила 1993 году – «за большой вклад в развитие театрального искусства». А в 2009-м была удостоена правительственной премии имени Федора Волкова в номинации «Актер года».

Помимо председательской деятельности в СТД, актриса имела ряд других общественных нагрузок, с которыми достойно справлялась: избиралась депутатом Верховного Совета СССР, членом Совета по культуре и искусству при губернаторе и коллегии управления культуры Воронежской области. В 2006 году стала секретарем Союза театральных деятелей Центрального федерального округа, а в 2008-м Людмиле Кравцовой присвоили звание «Почетный гражданин Воронежа».

Конечно, недоиграла, недомечтала и недовоплотила. Людям театра, по-настоящему с ним сроднившимся, всегда работы мало – даже когда ее много. Было бы здоровье. Но как раз с этим – очень, очень не повезло…

«Мы все отравлены театром, этим тяжелым и сладостным трудом…Вся моя жизнь подчинена работе, и я рада, что близкие понимают меня… Оглядываясь, вспоминая длинную вереницу ролей, в которые были вложены силы, эмоции, все накопленное в жизни, понимаешь, что не так уж мало сделано. И ждешь с нетерпением новой роли…»

Вот такие слова – из первых уст. К великому сожалению – теперь уже постскриптумом к прекрасной и короткой жизни.